2. Психологическая характеристика педагогического общения
Общение как компонент педагогического взаимодействия является важнейшим профессиональным «инструментом» деятельности педагога.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и разви- ^^ тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение многолико: оно имеет множество форм и видов. Педагогическое общение— частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.
По мнению А. А. Леонтьева, педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. В. А. Кан-Калик под профессионально-педагогическим общением понимает систему, приемы и навыки органичного сознательно-психо- логического взаимодействия педагога и воспитуемого, содержанием которого являются обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.
Базируясь на рассмотрении общения как сложного и многопланового социально-психологического феномена, педагогическое общение, можно определить как специфическую форму общения, имеющую свои особенности и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям и включающую коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге; зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, наблюдательности, «сенсорной остроте»; от умения учитывать репрезентативную систему собеседника; от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на его убеждения; от внушения; от эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.
Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. По мнению Е. П. Ильина, среди них следует назвать внешние и внутренние факторы общения, связанные с личностными особенностями учителя. Внешние факторы общения включают ситуацию, в которой проходит
общение, обстановку общения, личностные особенности учащихся. Ситуация общения во многом определяет и характер, и эффективность общения. Так, в конфликтной ситуации может усиливаться роль психологических установок и предвзятости мнений. В спокойной ситуации общение проходит совсем по- другому. Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (мягкая мебель, отсутствие посторонних и т. д.). Для проведения деловых совещаний необходима строгая официальная обстановка.
Эффективность общения зависит от ряда личностных качеств учащихся (возрастных и половых характеристик, социального статуса учащегося, психологических установок, общительности или замкнутости последнего).
К внутренним факторам педагогического общения можно отнести особенности самого учителя. Особое значение для организации эффективного педагогического общения имеет педагогический такт, который предполагает естественность и простоту в общении, требовательность без придирчивости, внимательность и чуткость по отношению к ребенку Способность к эмпатии, т. е. к эмоциональному вчувствованию и сопереживанию другому человеку, является внутренним фактором, способствующим эффективному педагогическому общению. Учитель, у которого хорошо развита способность к эмпатии — это просто расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек, который всегда имеет в виду их социальную незащищенность (Я. Корчак) и может видеть себя в детях, встать на их позицию (Ш. А. Амонашвили). Эффективность педагогического общения зависит также и от наблюдательности.
Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них: а познавательная (передача учащимся знаний);
о обмен информацией (отбор и передача той информации, которая необходима); о организационная (организация деятельности учащихся); и регулятивная (установление различных форм и средств контроля, воздействие с целью сохранения или изменения поведения);
и экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся) и др.
Российский автор И. А. Зимняя выделяет еще две функции педагогического общения:
о Обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую и реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы — дошкольном, школьном, институтском.
о Функцию облегчения, фасилитации общения, которую отмечал К. Роджерс. Важность этой функции Роджерс подчеркивал, называя учителя фасилитатором общения. Учитель помогает ученику выразить себя, показать то, что в нем есть положительного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения помогают, облегчают общение, способствуют самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
По мнению В. А. Кан-Калика, педагогическое общение имеет определенную структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса. Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы педагогического общения
Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).
Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).
Управление общением в педагогическом процессе.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-пе- дагогического общения, Важным этапом педагогического общения является его моделирование (первый этап). (Определенное прогнозирование предстоящего общения мы осуществляем и в обыденном общении, когда готовимся, например, к серьезному, ответственному разговору и т. п.) На этом этапе осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам урока, педагогической и нравственной ситуаций в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Большое значение в учебном процессе имеет организация непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним (второй этап). Этот период условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом. Надо иметь в виду, что при организации первичного общения с незнакомым классом выделяют предварительную стадию, которая создает предкоммуникативную атмосферу. Она создает предпосылки, определяющие особенности предстоящей коммуникативной деятельности.
Управление общением (третий этап) — важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект педагогического общения, который придает последнему профессиональный характер. По сути дела, управление общением есть коммуникативное обеспечение того или иного метода воздействия. Анализ общения позволяет соотнести поставленные цели с реальным результатом, подвести основные итоги, наметить программу развития своих коммуникативных навыков,
В процессе взаимодействия и общения друг с другом люди используют различные средства. Устойчивая форма способов и средств взаимодействия людей друг с другом определяет стиль общения. В стиле общения находят выражение: п особенности коммуникативных возможностей учителя; п характер взаимоотношений учителя с учениками; п творческая индивидуальность педагога; в особенности ученического коллектива.
При рассмотрении проблемы стиля общения большое значение имеют результаты исследований стилей лидерства немецкого ученого К. Левина. Им были выделены
три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Данный подход в различных интерпретациях зачастую принимается и при характеристике стилей общения учителя. Рассмотрим кратко стили общения в трактовке С. Д. Смирнова (приводится по: Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М., 1995. С. 47).
Свободно-либеральный стиль общения характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее «вредный» и разрушительный для дела стиль. Он порождает неопределенность у учащихся, вызывает у них напряженность и тревогу.
Либеральный стиль («плывущий плот») — анархический, попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете педагога тут не может быть и речи.
Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог лаконичен, его тон начальственный, он явно не терпит возражений. В его устах даже благодарность звучит как команда и порицание: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого!». Такой педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать; пресекает всякую инициативу. Основные формы его взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор.
Демократический стиль («возвращение бумеранга»). Педагог опирается на мнение коллектива, развивает у учащихся самоуправление, учитывает индивидуальные способности. Основные способы общения: просьба, совет, информация, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения стимулирует учащихся к успешной познавательной деятельности.
В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется увлеченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащимися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!».
Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
Общение-дистанция. Суть данного стиля педагогического общения в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Это один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.
Общение-устрашение— крайняя форма общения-дистанции. Она соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль на уроке создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.
Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причинами проявления этого стиля являются, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, тормозят его и, следовательно, отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей.
Барьеры в общении — субъективно переживаемое человеком состояние затруднения в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания сообщения, самого партнера и других причин.
Могут быть выделены следующие области затруднений в общении.
Этно-социокультурная (у русского народа отвечающий урок ученик смотрит прямо в глаза учителю, а у многих тюркских народов это может быть воспринято как вызов).
Статусно-позиционно-ролевая (роль учителя предполагает компетентность, такт и помощь; если это есть в учителе, то барьер может возникнуть из-за незнания и некомпетентности самого ученика; если этого нет, то барьер может возникнуть из-за неоправдавшихся ожиданий ученика).
Возрастная область (например, подростки часто считают, что их внутренний мир не доступен взрослому, что взрослые не могут понять интересов подростков, их моды и культуры).
Область индивидуально-психологических затруднений (затрудняют общение отдельные акцентуации характера, отсутствие или низкий уровень эмоциональной саморегуляции, интроверсия).
Деятельностная (так, в педагогической деятельности затруднения могут быть связаны с низкими профессиональными умениями педагога, его дидактической некомпетентностью).
Область межличностных затруднений (например, доминирование одного партнера над другим, антипатия и т. д.).
В педагогическом общении, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены следующие наиболее типичные барьеры:
барьер несовпадения установок—учитель приходит с замыслом интересного урока, увлеченный, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.;
барьер боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывая творческую природу и т. п.;
барьер отсутствия контакта — учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно»;
барьер сужения функций общения — педагог учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоот- ношенческие функции общения;
барьер негативной установки на класс, которая может формироваться априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе или в результате собственных педагогических неудач;
барьер прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;
барьер боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.);
барьер подражания — молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
В. А. Кан-Калик предлагает и конкретные пути преодоления психологических барьеров
Попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися.
Проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые, по вашему мнению, больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность.
В процессе общения со школьниками старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и т. д.).
Прибегайте к рефлексивным методам анализа своей деятельности («Каким видят меня школьники?»).
Старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются; устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров.
Психологические барьеры в общении возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. Но если барьер укрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт,
тревогу нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на различных аспектах жизнедеятельности педагога. Соответственно, осознание и устранение барьеров в педагогическом общении — важная задача не только для профессиональной деятельности, но и для всей жизни учителя.
Барьеры в общении могут вызвать возникновение конфликтов в педагогическом взаимодействии.
3. Конфликты в педагогическом взаимодействии
В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений: это и семейная ссора, и военные действия, и дискуссии в парламенте, и борьба собственных желаний и чувства долга, и многое другое.
Слово «конфликт» происходит от латинского слова confliktus — «столкновение». Практически в неизменном виде оно входит и в другие языки (немецкий, английский, французский и т. д.).
Понятие «конфликт» не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. Так или иначе, конфликты изучает психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, военные науки. Так, достаточно широко используются в печати такие понятия, как «военный конфликт», «международный конфликт», «конфликты в педагогических коллективах и коллективах школьников», «педагогический конфликт», «социальный», «трудовой», «криминальный конфликт», «конфликт поколений», «нравственный конфликт» и др.
В психологическом словаре конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями».
В социальной психологии и конфликтологии выделяют следующие признаки конфликтов:
а биполярность (в основе конфликта лежит столкновение, противостояние, противоборство, что определяет одновременное проявление взаимосвязанности и взаимопротивоположности взаимодействующих сторон);
активность в поведении, направленная на преодоление противоречий;
□ наличие двух или более активных сторон, находящихся в противоречивых отношениях.
Базируясь на указанных признаках, конфликт определяют следующим образом.
Конфликт — столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта (субъектов), направленной на разрешение противоречий.
Педагогический конфликт можно рассматривать как частный вид конфликта, который связан с педагогической деятельностью.
Педагогический конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.
Выделяют следующие особенности педагогических конфликтов (приводится по: Овчарова, Р В. Технологии практического психолога образования / Р В. Овчарова. М., 2001. С. 429):
Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта (школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми).
Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному).
Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства группой, вплоть до признания того факта, что учитель (воспитатель) недостаточно требователен, а учащийся имеет ошибочную линию поведения. Однако следует помнить, что сама педагогическая деятельность конфликтоген- на( так как любое межличностное взаимодействие содержит противоречия. Эти противоречия вызваны как субъективными, так и объективными причинами. Это связано с тем, что сам процесс социализации ребенка, непосредственным участником которого становится учитель, является напряженно-противоречивым. Он протекает в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими. Если педагог не знает закономерностей протекания процесса социализации ребенка, не умеет учитывать изменяющиеся стремления и потребности ребенка, глух к переживаниям и настроениям детей, то это может стать причинами педагогических конфликтов.
Многие ученые отмечают, что межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми, особенно его непосредственными участниками, и что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности, а с другой стороны, при благоприятном разрешении, они способствуют переходу личности на новые, более высокие уровни жизнедеятельности. Поэтому учитывая, что конфликты — неизбежные спутники школьной жизни, то объективно необходимым и актуальным является изучение структурных и динамических характеристик педагогических конфликтов.
Существуют разные типологии педагогических конфликтов Так, Н. В. Са- моукина выделяет три группы педагогических конфликтов:
Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников.
Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.
Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.
Другой автор, М. М. Рыбакова, связывает конфликты с различными педагогическими ситуациями, выделяя конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений.
Педагогические конфликты могут возникать в разных системах отношений. По мнению Н. И. Леонова, собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель — ученик», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, разрешение которых требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности. Однако часто педагогическими называют конфликты и в других системах отношений: «учитель — классный коллектив», «учитель — учитель», «учитель — "Я"», «учебный класс — учебный класс».
Можно выделить следующие типы педагогических конфликтов: и в зависимости от участников конфликта — внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты.
в зависимости от предмета конфликта — конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты потенциалов, конфликты правил взаимодействия.
в зависимости от социальных последствий— конструктивные конфликты (способствуют развитию социальной системы) и деструктивные конфликты (создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).
п в зависимости от длительности и напряженности конфликта — бурные быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыражен- ные и вялотекущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие конфликты.
Условия, которые порождают педагогические конфликты, можно рассматривать как предпосылки возникновения конфликтов. Предпосылки бывают объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источниками конфликтной ситуации.
Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей, имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности. В качестве субъективных предпосылок педагогического конфликта могут выступать отрицательное отношение к учителю и предмету, личностные и индивидуально-типологические особенности учителя и учащихся.
Причины педагогических конфликтов в различных системах отношений рассматривает Г. И. Козырев. Вслед за ним мы обозначим некоторые из них. В системе отношений «учитель — ученик»: п нарушение дисциплины на уроке; □ плохое выполнение домашних заданий; а нездоровые отношения между учениками; о оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность; и необъективность при оценке знаний;
п неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков.
Это наиболее типичные причины конфликтов в системе отношений «учитель — ученик». Однако можно рассматривать специфические причины указанных педагогических конфликтов, характерные для детей разных возрастных периодов (приводится по: Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 388—391).
в системе отношений «учитель — учителе»:
нетактичное отношение друг к другу;
неудобное расписание;
перекладывание чужих обязанностей;
неравномерное распределение педагогической нагрузки.
В системе отношений «учитель — родители»:
о самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;
о предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя.
В педагогическом взаимодействии очень важно помнить о том, что конфликт, как пожар, легче предотвратить, чем погасить. В урегулировании и разрешении педагогического конфликта велика роль педагога. Ему как наиболее профессионально подготовленному должна принадлежать инициатива урегулирования конфликта. Главная задача педагога — превратить деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо:
добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга, снизить эмоциональное напряжение;
провести диалог для уточнения отношений, позиций, намерений, целей друг друга;
организовать взаимодействие, т. е. совместную деятельность всех оппонентов, направленную на решение конфликта.
При осуществлении программы разрешения педагогического конфликта необходимо придерживаться правил поведения в конфликте. Вот некоторые из них:
Не отвечать агрессией на агрессию, конфликте геном на конфликтоген.
Не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Соблюдать такт и корректность по отношению к оппоненту.
Давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии, не перебивать без надобности.
Проявлять эмпатию, стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями.
Не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе.
Не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, не давать готовых «рецептов» решения проблемы, а стараться выстраивать логику рассуждения так, чтобы оппонент сам находил нужные решения.
В своих доводах опираться только на факты, а не на слухи и чужие мнения.
Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая консервация конфликта, когда он настаивает на своем и категорически не собирается менять свое поведение. Такое поведение не только не способствует разрешению конфликта, но и тормозит в целом личностный рост учителя. Успешно разрешенный конфликт улучшает психологический климат в коллективе и приводит к росту взаимопонимания.
Вопросы и задания для самоконтроля
Назовите структурные компоненты педагогического взаимодействия. Каково соотношение между ними?
Какое значение имеет педагогическое общение в педагогической деятельности?
Какие функции выполняет педагогическое общение?
Назовите стили педагогического общения, которые могут негативно сказываться на эффективности педагогического процесса.
Какие барьеры могут возникать в педагогическом общении и как их преодолевать?
Что такое педагогический конфликт и в чем состоит его специфика?
Почему педагогические конфликты нужно принимать как нормальное объективное явление?
Каких правил поведения следует придерживаться в конфликте?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46