logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников

Одной из важнейших задач, решаемых в психолого-педагогических науках, является исследование психологических факторов, определяющих успешность школьников в учебной деятельности или их неуспеваемость.

Одно из значений слова «успех», использовавшееся еще в древнерусском язы­ке, — «достижение цели», «польза». Соответственно, успех учения отражает то, в ка­кой мере школьником реализованы учебные цели. А это во многом определяется тем, что отечественные ученые обозначили как «обученность» и «обучаемость».

Использование данных понятий основывается на содержании положений Л. С. Выготского о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего разви­тия», которые рассматривались в предыдущей теме.

Зона актуального развития указывает на достигнутый уровень развития, кото­рый также может быть определен с помощью понятия «обученность».

Обученность совокупность знаний, умений и навыков как резуль- ^^ тат предыдущего обучения.

Существует несколько уровней обученности человека, выделенных по раз­ным критериям. На схеме 10 отражена градация, основанная на учете особен­ностей психологического наполнения учебной деятельности.

В направлении от простого к сложному уровни обученности располагаются следующим образом:

Узнавание — выделение какого-то материала среди других, представля­ющихся неизвестными. Такой уровень обученности является результатом отно­сительно пассивного учения, построенного в основном на восприятии.

□ Полное воспроизведение, являющееся следствием преимущественной работы памяти в процессе учения. Примером такого уровня является «зубреж­ка» — результат буквального заучивания наизусть без осмысления.

Понимание как результат ведущей роли мышления в учении. На этом уровне обучающийся овладевает понятиями, формирует способность к различению слу­чайного и закономерного.

Усвоение — высший уровень обученности, который предполагает интерио- ризацию учебного материала. Усвоенное знание характеризуется системностью, устойчивостью и динамичностью.

Зона ближайшего развития, или потенциальная способность усваивать учебный материал, глубина его усвоения, зависит от обучаемости человека, на важность которой указывали 3. И. Колмыкова, А. К. Маркова, Н. А. Менчинская, И. С. Якиманская и др.

Обучаемость способность человека оперативно и качественно усваивать знания, умения и навыки в процессе обучения.

Различают общую обучаемость (как способность усвоения любого материа­ла) и специальную обучаемость (как способность усвоения отдельных видов ма­териала). Примерами специальной обучаемости могут быть обучаемость инфор­матике, изобразительному искусству, конструкторской деятельности. Уровень обучаемости определяется не только тем, что обучающийся может овладеть са­мостоятельно, но и тем, что он может усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями.

Обучаемость определяется различными факторами и, в частности, уровнем развития:

и психофизиологических процессов (например, возбуждение и торможение нервной системы, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп деятельности);

о сенсорно-перцептивных процессов (например, преобладающий тип воспри­ятия, особенности развития зрительного или слухового ощущения, избиратель­ность восприятия);

d мнемических функций (например, использование приемов запоминания, вид памяти, тип запоминания) и внимания;

а различных свойств мышления (гибкость, скорость, глубина и др.).

А. К. Маркова выделяет следующие основные показатели обучаемости:

а активность ориентировки в новых условиях;

а инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обраще­ние к более трудным заданиям;

— настойчивость в достижении цели, умение работать в ситуациях помех и пре­пятствий;

—восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопро­тивления.

Таким образом, на уровень обучаемости влияет то, как ученик воспринимает, по­нимает, осознает учебный материал, осознает и использует свои познавательные способности, организует процесс обучения. Способствуют осознанию и пониманию продуманная система межличностного взаимодействия педагога с учащимися.

Важное практическое значение имеет изучение психологических причин неус­певаемости школьников.

Учебная неуспеваемость несоответствие уровня знаний, уме­ний и навыков школьника требованиям содержания образования, наблюдаемая в течение значительно срока обучения.

Существуют различные виды неуспеваемости. Например, А. М. Гельмонт в за­висимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания выделяет:

  1. Общее и глубокое отставание (по многим или всем учебным предметам длительное время).

  2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по одному-трем наи­более сложным предметам).

  3. Неуспеваемость эпизодическая (то по одному, то по другому предмету, от­носительно легко преодолеваемая).

В основе типологии Л. С. Славиной лежат доминирующие причины неуспе­ваемости, на основе которых могут быть выделены:

    1. учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения;

    2. учащиеся со слабыми способностями к учению;

    3. учащиеся с неправильно сформировавшимися навыками учебного тру­да и не умеющие учиться.

Причины неуспеваемости группируются по различным основаниям. Ю. К. Ба- банский считает, что все причины можно разделить на причины внутреннего и при­чины внешнего плана. К причинам внутреннего плана относятся дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего плана отнесены недостатки дидактических и воспитательных воздей­ствий, учебных планов, программ, а также недостатки в организации педагогиче­ского процесса в школе.

В основе работы с неуспевающими школьниками, на наш взгляд, нужно учи­тывать ряд важных психологических моментов, часто не учитываемых в реальной педагогической практике. Во-первых, каждый педагог должен понять истинные при­чины неуспеваемости. Очень часто эти причины находятся в области психологии ре­бенка. Возможно, существуют проблемы в межличностном взаимодействии с деть­ми в классе или с самим педагогом; или у ребенка проблемы в семье. Во-вторых, все дети имеют разный потенциал, и важнее ориентироваться не на средние показатели успеваемости в классе, а на личную динамику результатов учебной деятельности каждого ученика. В-третьих, нужно учитывать задатки и интересы детей. Для счаст­ливой и полноценной жизни детей, их самореализации не столь важна их высокая успеваемость по всем предметам, сколь их правильное профессиональное и лич­ностное самоопределение, в основе которого должны лежать его интересы, способ­ности и ценности.

Вопросы и задания для самоконтроля

      1. Почему учение можно рассматривать как учебную деятельность?

      2. Какова структура учебной деятельности?

I 3. Чем определяются учебные действия?

I 4. Какие мотивы наиболее важны для успеха школьника в учебной деятельности? I 5. Каково соотношение контроля и оценки учебной деятельности?

  1. Почему, организуя учебную деятельность детей, необходимо учитывать воз­растные закономерности?

  2. Как понятия «обученность» и «обучаемость» соотносятся с представлениями Л. С. Выготского о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития»?

  3. Какие причины определяют учебную неуспеваемость школьников?