logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды

Организация учебной деятельности школьников предполагает учет как их индивидуальных особенностей (обучаемости, способностей, склонностей, моти­вации), так и возрастных закономерностей. На каждой возрастной стадии есть особенности обучения, которые обусловлены возрастными потребностями, со­циальной ситуацией психического развития, ведущим видом деятельности.

В широком смысле обучать ребенка определенным умениям и навыкам мож­но с самого рождения. Однако учебные умения, навыки, научные понятия эффек­тивно формировать с шести-семи лет, когда мышление ребенка достигает стадии конкретных операций (по Ж. Пиаже), появляется возрастная потребность в новых знаниях, новых переживаниях, и ведущим видом деятельности становится учеб­ная деятельность (Д. Б. Эльконин).

Детей начинают обучать еще в дошкольном учреждении, но учебная деятель­ность для них выступает не основной. В то же время, психологическая готовность к обучению в школе начинает формироваться именно в дошкольном периоде благодаря сюжетно-ролевой игре и другим видам деятельности.

Системное обучение детей начинается с 6—7 лет. Поступление в школу знаме­нует переход ребенка на новую ступень возрастного развития — младший школьный возраст. Учебная деятельность для младших школьников приобретает статус

ведущей деятельности. Благодаря системному и организованному изучению учебных предметов у детей формируются учебные навыки и умения, развиваются различные £ формы, виды мышления и мыслительные операции. В учебной деятельности также формируется отношение к себе, к миру, к другим людям, складываются предпосылки f для самостоятельной организации собственного учения.

Все новые знания станут «достоянием» ребенка, если они будут переведены во внутренний план, т. е. интериоризированы. Это указывает на то, что все формы и средства обучения только тогда эффективны, когда ребенок активно сам воспри­нимает и осознает учебный материал, делая каждое знание «своим». Для решения этой задачи наиболее приемлемыми являются интерактивные формы обучения.

Психолого-педагогический анализ показывает, что для детей, поступающих в шко­лу, характерны два вида трудностей: соблюдение режима и вступление в новые взаи­моотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного I характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у детей вскоре после поступления в школу. Внешне это выражается в снижении уровня есте- I ственнопо интереса к школе и к учебным предметам, который наблюдался в начале ; обучения. Для содействия формированию мотивации учения учитель может пробуж- : дать познавательные интересы детей, поощрять при достижениях, поддерживать при v неудачах, укреплять веру ребенка в своих силах.

В подростковом и раннем юношеском возрасте учебная деятельность имеет свою специфику. На этой жизненной стадии «мысль соединяется со сло­вом», в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство ор­ганизации мышления и регуляции других познавательных процессов. Возникает полноценное теоретическое мышление или, как утверждал Ж. Пиаже, наблю­дается переход на стадию формальных операций. Это выражается в том, что идет активный процесс формирования научных понятий, приобретают оконча­тельные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающие­ся на логику рассуждения и отличающие словесно-логическое мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

У юношей по сравнению с подростками получает значительное развитие теоретическое мышление. Их мыслительная деятельность более активна и са­мостоятельна. Старшеклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Однако широта умственных интересов часто сочетается с разбро­санностью, отсутствием иерархии и системности.

Развитие познавательных функций и ийтеллекта на данных возрастных этапах, как и во всяком другом возрасте, имеет две стороны: количественную

и качественную. Количественные изменения выражаются в изменении степени и уровня развития (школьники средних и старших классов решают интеллектуаль­ные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем младшие школьники). Качествен­ные изменения характеризуются сдвигами в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании инди­видуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, есть «индивидуально своеобразная система психо­логических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуаль­ности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных про­цессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивиду­альных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования ин­формации. Получает дальнейшее развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте и практическое мышление. В структуру практического интеллекта входят такие качества ума, как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи.