Тема 1.5. Психическое развитие
и формирование личности в дошкольном возрасте
Вопросы лекции
Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника.
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.
1. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте представлена в схеме 4, с. 54.
Основной задачей развития ребенка в дошкольном возрасте является постижение смысловой основы действий взрослых людей, т. е. попытка ответить на вопрос: «Что это они делают и зачем они это делают?».
Границы дошкольного возраста — от 3 до 6 (7) лет. Этот возраст — своего рода переходный период от эпохи раннего детства к важнейшему этапу жизни — обучению в школе. В то же время многие ученые не без оснований утверждают, что дошкольный возраст необходимо рассматривать как период в жизни человека, имеющий самостоятельную ценность.
Социальная ситуация развития дошкольного возраста характеризуется значительным расширением круга общения ребенка. Впервые он выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром других людей. Особенно притягателен для дошкольника мир взрослых, в который он пытается войти, чтобы сориентироваться в нем и его познать. Д. Б. Эльконин утверждал,что весь дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, вокруг того, что и как он делает. При этом взрослый, в первую очередь, интересен ребенку как носитель конкретных общественных функций, как исполнитель социальной роли (мамы, папы, водителя, воспитателя т. д.).
Схема 4
Таким образом, у ребенка-дошкольника возникает сильное стремление к «вхождению» в мир социальных отношений. В то же время по факту он часто отстранен от многих сфер жизнедеятельности взрослых. Но так как стремление познать смысл действий взрослых все же очень сильное, дети находят выход: они моделируют жизнь взрослых в особой деятельности — сюжетно-ролевой игре. Игра и становится той формой активности, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Она представляет собой особую форму освоения действительности путем ее моделирования. Эта деятельность становится для дошкольника ведущей деятельностью
Сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, характеризующийся моделированием жизненных ситуаций и распределением между участниками определенных ролей. *
В сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует повседневную жизнь, которую ведут взрослые. Структура сюжетно-ролевой игры включает сюжет и содержание, роль, игровые действия, игровой материал и правила.
Руководствуясь ролью, ребенок учится соответствовать какому-то образцу и поступать не так, как хочется, а так, как предписано поступать в обществе. В игре он исполняет многие роли и благодаря этому развивает свою способность становиться на место другого человека. Способность к исполнению роли в игре основывается на понимании ребенком того, что ей соответствуют определенные правила поведения. Понимание правил поведения у ребенка проходит сначала на уровне восприятия как установленных, незыблемых, придуманных взрослыми правил, а затем как правил, важных для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Таким образом, с чисто механического подчинения ребенок переходит на осознанное принятие правил.
Содержание игры, представленное в виде основного момента моделируемой действительности, реализуется в сюжете. Сюжеты ролевых игр отражают ту сферу жизни, которая осваивается дошкольниками. Сюжет основывается на определенных знаниях и представлениях детей об этой сфере. Первоначально сюжет подсказывается ребенку самой игрушкой, однако достаточно быстро ребенок начинает придумывать сюжет игры на основе своих представлений о мире, которые он получает от окружающих. Реализация игры осуществляется при помощи игровых действий. Ребенок в деятельности, которую он моделирует, вычленяет многочисленные действия. Эти действия соответствуют проигрываемой роли (так, играя роль мамы, девочка кормит, укладывает спать, дает соску своему воображаемому ребенку). В начале дошкольного возраста игровые действия преимущественно выполняются в сфере предметно-манипулятивных действий. С взрослением ребенка отмечается тенденция к обобщению действий, приобретение ими условного характера, замены их словами.
К игровому материалу относятся игрушки, атрибуты роли, предметы-заместители. Атрибуты роли (белый халат врача, фуражка милиционера и т. п.) чрезвычайно важны для реализации в игре этой роли ребенком. Однако следует отметить, что уже в старшем дошкольном возрасте ребенок в гораздо меньшей степени зависит от внешних атрибутов роли, поскольку он начинает отчетливо понимать функции, которые выполняют взрослые в проигрываемой ситуации.
В ситуации, когда сюжет игры предполагает наличие предметов, которых у ребенка нет, дошкольники используют предметы-заместители (так, например, градусник может быть заменен на карандаш, гараж — на коробку и т. п.). Главный критерий, на основании которого дети выбирают предмет-заместитель, это возможность им выполнять те же действия (условные или реальные), что и недостающим атрибутом.
Использование предметов-заместителей позволяет моделировать ребенку многочисленные ситуации и способствует развитию знаково-символической функции сознания.
Кроме сюжетно-ролевых игр, дошкольники активно играют во всевозможные подвижные игры. Структура подвижных игр включает в себя игровые действия, правила, материал, а также нередко роль и сюжет. Прямое назначение двигательных игр — формирование двигательных навыков ребенка. Однако, кроме этой цели, данный тип игр способствует, в том числе, и психическому развитию ребенка. Существует группа игр, организуемых взрослыми для обучения детей, получивших название дидактических. Структура дидактических игр состоит из дидактической и игровой задач, игровых действий, правил, результата, дидактического материала, сюжета и ролей. Сюжет и роль в отличие от остальных компонентов не являются обязательными для дидактической игры. Цель дидактической игры заключается в обучении ребенка.
Помимо игры дети дошкольного возраста включены и в другие виды деятельности. Большое влияние на их психическое развитие оказывает художественная деятельность (изобразительная и музыкальная деятельность, лепка и аппликация, конструктивная деятельность). Также дети часто с удовольствием могут участвовать в трудовой деятельности, в процессе которой ими хоть и не создается объективно значимый для общества продукт, но зато происходит приобщение к этой грани жизни, обучение сотрудничеству. В этом возрасте также начинает формироваться учебная деятельность ребенка, в основе которой должны лежать интересы и потребности самого ребенка.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46