3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
Организация процесса обучения во многом определяет основные линии психического развития детей:
- развитие самосознания и ценностей;
- развитие их мотивационной, волевой, эмоциональной сфер;
- развитие психологической структуры деятельности, что выражается в совершенствовании умений планировать, организовывать, соподчинять свои действия; в развитии навыков самоконтроля и саморегуляции; в умении произвольно устанавливать отношения между мотивом и целью; в умении варьировать операции; п развитие познавательной сферы.
В качестве основных тенденций психического развития выделяются следующие: 1-я тенденция выражается в «движении» от непроизвольности, непосредственности, импульсивности и ситуативности к произвольности; эта тенденция проявляется в умении управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства достижения, преодолевая трудности и препятствия;
я тенденция выражается в становлении, развитии и стабилизации анали- тико-синтетической функции интеллекта;
я тенденция состоит в постепенном переходе от наглядно-действенной, наглядно-образной форм отражения действительности котвлеченной, абстрактно- логической форме (к теоретическому мышлению);
я тенденция выражается в постепенной «интеллектуализации» познавательных процессов, что приводит к формированию целостной структуры интеллекта, в которой каждый познавательный процесс выполняет свою специфическую функцию; при этом развитие осуществляется в направлении от относительной автономности (независимости) каждой из психических функций к их консолидации, объединению в одну целостную структуру (в этом проявляется механизм инте- гративности);
я тенденция выражается в постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции; особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в развитии внимания, контроля и самоконтроля (приводится по: Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М., 2002. С. 49).
Данные тенденции указывают на то, что наиболее интенсивно в учебной деятельности развивается познавательная сфера личности. Рассмотрим, чем определяется развитие некоторых познавательных процессов в ходе обучения.
На развитие памяти влияют субъективные и объективные причины. Субъективные причины определяются индивидуальными особенностями детей и, в частности, используемым типом запоминания, предшествующим опытом, установками и интересами, а также общим состоянием организма. Объективные причины связаны характеристиками физической среды (обстановкой) с количеством и характером учебного материала. Развитие способности запоминать и воспроизводить необходимую информацию зависит от того, как учитель или сам ученик сможет придать процессу запоминания признаки осмысленности, связности, понятности, наглядности.
Эффективность учебной деятельности и познавательное развитие детей зависит от учета следующих этапов логического запоминания:
Осознание цели запоминания.
Понимание смысла запоминаемого.
Анализ материала.
Выявление наиболее существенных мыслей.
Обобщение.
Запоминание обобщения.
Развитие внимания в процессе обучения определяется увеличением его произвольности и осознанности. Этому способствуют:
□ стимулирование интереса учащихся к содержанию учебных заданий; п задействование ресурса наглядности для восприятия информации (яркость, новизна, оригинальные способы структурирования); о грамотная смена видов деятельности на уроке; о учет индивидуальных, возрастных и ситуационных факторов; п способы активизации познавательной активности.
Развитие мышления в учебной деятельности зависит от умения педагогов создать оптимальную среду, чтобы дети учились:
о выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
о находить главные связи и отношения объектов и явлений окружающего мира; о уметь излагать свои суждения и в то же время быть открытым к суждениям других людей;
п обоснованно и аргументированно излагать свои мысли; п формулировать обоснованные выводы;
о развивать гибкость и самостоятельность в своих рассуждениях; о формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности. Таким образом, развитие познавательных процессов учащихся во многом определяется тем, как организуется их обучение. Создавая развивающую среду на учебных занятиях, педагоги должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Психологические основы современного обучения
По мнению российского психолога Н. Ф. Талызиной, традиционному обучению часто свойственны информационно-сообщающий и пассивный характер, догматизм. Указывая на данные характеристики, она не отрицает возможности существующей системы образования, а наоборот, отмечает, что традиционное обучение содержит все необходимые предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в том числе индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. В то же время, как и любая социальная система, система образования всегда должна учитывать общие тенденции развития общества. Поэтому есть необходимость рассмотреть основания, лежащие в основе современных направлений обучения. Приведем описание этих оснований по И. А. Зимней.
По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения. К первой форме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй — создаваемое в настоящее время обучение «на расстоянии» при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств.
По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. Это, например, интуитивное освоение ребенком родного языка, определенное Л. С. Выготским как путь «снизу вверх» (сюда относится и возникшее в середине 60-х годов суггестопедическое направление Г. К. Лозанова), и обучение, основанное на принципе сознательности.
При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения. Если обучающимся осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, «сообщающего,
догматического», по Н. Ф. Талызиной, обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер).
По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на: а) не основывающееся на нем (например, традиционное обучение); б) рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное обучение).
По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены: а) обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), б) обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).
По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обучение (А. А. Вербицкий) и традиционное обучение вне контекстного типа.
По основанию способа организации обучения выделяются обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное (информационное, сообщающее) обучение (приведено по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1997. С. 80—81).
Наряду с традиционным обучением в теории и практике образования возникли и другие направления обучения:
п проблемное обучение;
программированное обучение;
обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий;
и алгоритмизированное обучение (Л. Н. Ланда);
о развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий);
а проектное обучение и др.
I В основе проблемного обучения лежит организация деятельности учащихся, нацеленной на получение новых знаний в ходе решения теоретических и практических проблем. Проблемная ситуация возникает при наличии познавательной
потребности и интеллектуальных возможностей решить стоящую задачу, при наличии затруднения, возникающего как результат противоречия между старым и новым: известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуации, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Проблемное обучение в значительной мере активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует созданию условий для развития их способностей к самостоятельным рассуждениям. Возникновению и развитию проблемного обучения способствовали работы В. Оконя, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина и др.
Появление программированного обучения связано с именем зарубежного психолога Б. Ф. Скиннера, предложившего придать обучению более управляемый, программированный характер. Главным элементом программированного обучения является обучающая программа, представляющая собой упорядоченную последовательность задач. Не усвоив учебный материал одного раздела, учащийся не может перейти к изучению материала следующего раздела. В конце каждого раздела имеются контрольные вопросы, ответы на которые позволяют утверждать, изучен ли материал этого раздела и можно ли перейти к учебному материалу следующего раздела, или следует снова возвратиться к содержанию этого раздела. Программированное обучение может быть линейным и разветвленным. При линейном программированном обучении после изучения учебного материала раздела можно перейти только к материалу следующего раздела, т. е. существует строгая последовательность, которую не рекомендуется нарушать. При разветвленном программированном обучении имеются разделы, после изучения которых, можно перейти к изучению по выбору одного из двух (трех) разделов по определенному алгоритму. Достоинство программированного обучения заключается в том, что оно позволяет системно и достаточно осознанно изучить учебный материал. Программированное обучение хорошо стимулирует познавательную активность у детей, отличающихся неорганизованностью как личностной чертой. Недостатком является то, что такое обучение, протекающее по определенному алгоритму, слабо стимулирует творчество в выполнении учебных заданий, как правило, исключает нестандартное решение задач. И еще для программированного обучения необходимы специальные учебники и учебные пособия.
Известной в отечественной науке является также теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной. Авторы выделяют шесть этапов формирования умственных действий.
Первый этап — мотивационный. Для него характерно формирование желания учеников получать знания, умения и навыки. Один из способов формирования познавательной мотивации — создание проблемных ситуаций.
Второй этап — составление схемы ориентировочной основы действий. На этом этапе учащихся знакомят с процессом решения учебной задачи, фиксируют внимание на содержании деятельности, подводят к пониманию знаний и тех действий, которые надо сделать.
Третий этап — выполнение действий в материализованной форме. Ученики получают задание и последовательно выполняют практические действия (операции) с предметами, что позволит шаг за шагом приблизиться к решению учебной задачи.
Четвертый этап — «внешне речевые действия». На этом этапе для анализа условий решения задачи ученикам даются не предметы и модели (как на прошлом этапе), а их описание. Работая над задачей, они словесно озвучивают свои действия.
Пятый этап — выполнение действий в плане речи «про себя». После освоения всей последовательности действий ученик должен самостоятельно, без опоры на схемы, модели, без рассуждения вслух и помощи учителя повторить выполнение.
Шестой этап — умственные действия. На заключительном этапе происходит дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация учебных действий, процесс решения задачи происходит в форме внутренней речи.
Эти этапы образуют как бы две подсистемы: подсистему ориентировки и подсистему интериоризации. Система ориентировки обеспечивает ученику полноту понимания проблемной ситуации, представление о конечном результате, условиях и средствах его достижения. Система интериоризации обеспечивает перенос действия в умственный план. Данная теория позволяет учащимся осознавать весь процесс формирования понятий.
Вопросы и задания для самоконтроля
Можем ли мы считать ученика субъектом обучения?
Какие идеи лежат в основе теорий развивающего обучения?
Какое понятие, «научение» или «обучение», является более широким?
Связано ли с обучением стихийное усвоение знаний?
Почему адаптацию и импринтинг можно отнести к пассивным формам поведения?
В наиболее развитых обществах процесс обучение имеет большую или меньшую интенсивность и продолжительность? Почему?
Охарактеризуйте основные тенденции психического развития детей в процессе обучения.
Какие основания определяют современное обучение?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46