logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога

Педагогическая психология должна выявлять психологические основания, определяющие достижение субъектом высоких показателей в профессиональ­ной деятельности и разрабатывать методики, позволяющие педагогу постоянно повышать свой профессионализм.

Пэофессионализм высокая степень готовности субъекта к выполнению задач профессиональной деятельности.

В качестве некоторых конкретных критериев профессионализма мы выделя­ем следующие:

п интерес к деятельности (настоящие профессионалы «движимы» своими по­буждениями и не нуждаются в постоянном внешнем стимулировании и контроле);

о самореализация и саморазвитие (профессионал регулярно заботится о сво­ем личностном и профессиональном росте, о максимально полном раскрытии своего потенциала);

п системное мышление (любая сложная проблема разрешима лишь при учете всей совокупности факторов, ее породивших, и поэтому профессионал — спе­циалист, учитывающий «все грани» проблемы);

По мнению Р В. Овчаровой, авторитетных педагогов отличают такие каче­ства, как положительная внутренняя личностная, эмоционально окрашенная мо­тивированная позиция по отношению к детям, их деятельности и результатам; направленность интересов на личность ребенка в сочетании со стремлением быть им полезным; высокая компетентность и профессионализм, обеспечи­вающие возможность оказания своевременной помощи детям в самых разных ситуациях.

На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, ряд важнейших психо­логических условий, определяющих успешность становления педагога-профес­сионала.

  1. Педагогическая деятельность должна быть личностно значимой. Это на­блюдается в том случае, если педагогическая деятельность является наиболее оптимальной сферой для реализации ценностей и интересов конкретного чело­века. Благодаря этому формируется устойчивая мотивация, возникает стремле­ние к творчеству, самовыражению, большим достижениям.

  2. Педагог должен быть психологически компетентным. На это указывают не только психологи, но и выдающиеся педагоги. Знания в таких сферах, как пси­хология развития, социальная психология, конфликтология, профессиональная психология позволяют педагогу быть более эффективным.

  3. У педагога должен быть высокий уровень психологической культуры. Важно не только иметь психологические знания, но и использовать их в реальной жизни, избавляться от своих личностных ограничений и деструктивных психологических защит, приобретать новый опыт

Необходимым условием успешной деятельности педагога является развитие педагогических способностей.

Педагогические способности совокупность индивидуально- психологических свойств личности, определяющих высокий уро­вень осуществления педагогической деятельности.

Проблема педагогических способностей в отечественной педагогической психологии исследовалась Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. В. Кондратье­вой, В. А. Крутецким, J1. М. Митиной и др. Авторы используют несколько различ­ные подходы к описанию педагогических способностей.

По мнению В. А. Крутецкого, можно выделить следующие виды педагогиче­ских способностей:

    1. Дидактические способности — умение педагога доступно, заинтересо­ванно, с учетом индивидуальных, возрастных и других особенностей детей пере­давать им учебный материал.

    2. Академические способности указывают на интерес и глубокие позна­ния в своей предметной области.

    3. Перцептивные способности связаны со способностями педагога вос­принимать, познавать и понимать индивидуальные особенности, психические со­стояния, установки учащихся.

    4. Речевые способности определяются его умением ясно, четко, связно передавать учебный материал, выражать свои чувства и отношения.

    5. Организаторские способности — способности организовать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с целями учебно-воспи­тательного процесса.

    6. Авторитарные способности — способность педагога быть авторите­том для учащихся как в результате непосредственного эмоционально-волевого влияния на них, так и на основе личностных качеств, поведения, компетентности в своем предмете.

7. Коммуникативные способности — способности, связанные с умением устанавливать и развивать межличностные отношения с учащимися, педагогами, администрацией.

В. Прогностические способности — умение предвидеть последствия сво­ей деятельности, прогнозировать развитие ситуации, хода развития учащихся. 9. Способность к распределению внимания.

Н. В. Кузьмина рассматривала педагогические способности на основе чувстви­тельности педагога к разным компонентам педагогической деятельности. Исходя из этого, ею выделены два уровня педагогических способностей: перцептивно- рефлексивные и проективные.

Перцептивно-рефлексивные способности, связанные со способностью педагога воспринимать, осознавать и чувствовать различные грани деятельно­сти, выражаются в трех «видах чувствительности»:

о в чувстве объекта (эмпатия педагога, а также осознание соотношения по­требностей учащихся и педагогических требований);

а в чувстве такта (умение быть адекватным во взаимодействии в каждой пе­дагогической ситуации); о в чувстве причастности.

Проективные способности указывают на умение педагога создавать новые, эффективные способы обучения. Они включают следующие виды способностей:

□ гностические способности — способности, проявляющиеся в быстром и твердом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения;

о проектировочные способности — способности, выражающиеся в умении личности представить конечный результат воспитательного и обучающего воз­действия;

о конструктивные способности — способности, проявляющиеся в умении пе­дагогом создать атмосферу сотрудничества и творческого процесса, в которой в максимальной мере будут реализованы задатки учеников; а коммуникативные способности; п организаторские способности.

В психологии достаточно популярна позиция, когда успешность педагогиче­ской деятельности связывают с определенным набором профессионально важ­ных качеств (ПВК) личности.

Профессионально важные качества совокупность личностных качеств субъекта, выступающих важными условиями достижения высоких результатов в профессиональной деятельности.

Профессионально важные качества определяют общую профессиональную пригодность человека.

Выделяют четыре основные группы индивидуальных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности (приводится по: Психоло­гия труда / [под ред. А. В. Карпова]. М., 2003. С. 191):

п абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельно­сти как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном (сред­нем) уровне;

о относительные ПВК — определяют возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей дея­тельности («ПВК мастерства»);

d мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности (высо­кий уровень мотивации может существенно компенсировать недостаточный уро­вень развития многих иных ПВК);

п антиПВК — свойства, выступающие профессиональными противопоказа­ниями к той или иной деятельности.

Многие качества личности важны практически для всех профессий (напри­мер, ответственность, организованность, трудолюбие). Но каждая профессия также предполагает свое уникальное сочетание необходимых качеств.

К профессионально важным качествам педагогической деятельности Е. П. Ильин относит:

о чувство ответственности, патриотизм и интернационализм как составля­ющие мировоззрения;

о нравственные качества (доброта, гуманизм, терпимость, чуткость и др.); п коммуникативные качества;

о психомоторные качества (приводится по: Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004).

В другом российском издании (приводится по: Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. М., 2001. С. 388) выделяются две группы качеств, важные для становления педагога-гуманиста. Первая группа включает «человеческие качества», вторая — «профессиональные качества».

Педагог должен характеризоваться следующими человеческими качествами: человечностью, добротой, терпеливостью, порядочностью, честностью, ответ­ственностью, обязательностью, щедростью, уважением к людям, нравственно­стью, оптимизмом, уравновешенностью, интересом к воспитаннику, доброжела­тельностью, дружелюбием, сдержанностью, достоинством, патриотизмом, ду­шевной чуткостью. К профессионально важным качествам отнесены: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение ставить цель, организованность, настойчивость, справедливость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории, знание детской психологии, владение мето­дикой, владение передовыми технологиями, требовательность, справедливость, чувство юмора.

Таким образом, педагогические способности и профессионально важные качества являются важными условиями достижения педагогом высоких ре­зультатов в профессиональной деятельности. Но важно также помнить о зна­чимости мотивации и ценностных основ деятельности. Именно благодаря им педагог не только будет стремиться к достижению высоких результатов, но и ощу­тит смысл и удовлетворение от того, что занимается очень важной и гуманной деятельностью — способствует становлению настоящего Человека.

Вопросы и заданйя для самоконтроля

  1. Какие основные потребности человека удовлетворяет профессиональная дея­тельность?

  2. Почему при выборе и осуществлении профессии важно учитывать не только экономические мотивы?

  3. Чем определяются основные функции педагогической деятельности? Назовите основные функции деятельности педагога.

  4. По каким основаниям можно делать структурный анализ педагогической дея­тельности?

  5. Что такое стиль деятельности и индивидуальный стиль деятельности? Почему каждому педагогу важно сформировать свой индивидуальный стиль деятельности?

  6. Что характеризует «профессионала своего дела» независимо от профессио­нальной сферы?

  7. Какие факторы определяют успешность педагогической деятельности?

  8. Чем отличаются педагогические способности и профессионально важные каче­ства педагога?