3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
Педагогическая психология должна выявлять психологические основания, определяющие достижение субъектом высоких показателей в профессиональной деятельности и разрабатывать методики, позволяющие педагогу постоянно повышать свой профессионализм.
Пэофессионализм — высокая степень готовности субъекта к выполнению задач профессиональной деятельности.
В качестве некоторых конкретных критериев профессионализма мы выделяем следующие:
продуктивность деятельности (достижение значительных результатов труда при меньших по сравнению со средними показателями физических, .психических затрат, т. е., другими словами, речь идет о способностях человека);
п интерес к деятельности (настоящие профессионалы «движимы» своими побуждениями и не нуждаются в постоянном внешнем стимулировании и контроле);
о самореализация и саморазвитие (профессионал регулярно заботится о своем личностном и профессиональном росте, о максимально полном раскрытии своего потенциала);
п системное мышление (любая сложная проблема разрешима лишь при учете всей совокупности факторов, ее породивших, и поэтому профессионал — специалист, учитывающий «все грани» проблемы);
творческий характер деятельности (при решении нестандартных задач профессионал создает новый продукт, новые технологии, способы решения проблем) и другие.
По мнению Р В. Овчаровой, авторитетных педагогов отличают такие качества, как положительная внутренняя личностная, эмоционально окрашенная мотивированная позиция по отношению к детям, их деятельности и результатам; направленность интересов на личность ребенка в сочетании со стремлением быть им полезным; высокая компетентность и профессионализм, обеспечивающие возможность оказания своевременной помощи детям в самых разных ситуациях.
На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, ряд важнейших психологических условий, определяющих успешность становления педагога-профессионала.
Педагогическая деятельность должна быть личностно значимой. Это наблюдается в том случае, если педагогическая деятельность является наиболее оптимальной сферой для реализации ценностей и интересов конкретного человека. Благодаря этому формируется устойчивая мотивация, возникает стремление к творчеству, самовыражению, большим достижениям.
Педагог должен быть психологически компетентным. На это указывают не только психологи, но и выдающиеся педагоги. Знания в таких сферах, как психология развития, социальная психология, конфликтология, профессиональная психология позволяют педагогу быть более эффективным.
У педагога должен быть высокий уровень психологической культуры. Важно не только иметь психологические знания, но и использовать их в реальной жизни, избавляться от своих личностных ограничений и деструктивных психологических защит, приобретать новый опыт
Необходимым условием успешной деятельности педагога является развитие педагогических способностей.
Педагогические способности — совокупность индивидуально- психологических свойств личности, определяющих высокий уровень осуществления педагогической деятельности.
Проблема педагогических способностей в отечественной педагогической психологии исследовалась Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецким, J1. М. Митиной и др. Авторы используют несколько различные подходы к описанию педагогических способностей.
По мнению В. А. Крутецкого, можно выделить следующие виды педагогических способностей:
Дидактические способности — умение педагога доступно, заинтересованно, с учетом индивидуальных, возрастных и других особенностей детей передавать им учебный материал.
Академические способности указывают на интерес и глубокие познания в своей предметной области.
Перцептивные способности связаны со способностями педагога воспринимать, познавать и понимать индивидуальные особенности, психические состояния, установки учащихся.
Речевые способности определяются его умением ясно, четко, связно передавать учебный материал, выражать свои чувства и отношения.
Организаторские способности — способности организовать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса.
Авторитарные способности — способность педагога быть авторитетом для учащихся как в результате непосредственного эмоционально-волевого влияния на них, так и на основе личностных качеств, поведения, компетентности в своем предмете.
7. Коммуникативные способности — способности, связанные с умением устанавливать и развивать межличностные отношения с учащимися, педагогами, администрацией.
В. Прогностические способности — умение предвидеть последствия своей деятельности, прогнозировать развитие ситуации, хода развития учащихся. 9. Способность к распределению внимания.
Н. В. Кузьмина рассматривала педагогические способности на основе чувствительности педагога к разным компонентам педагогической деятельности. Исходя из этого, ею выделены два уровня педагогических способностей: перцептивно- рефлексивные и проективные.
Перцептивно-рефлексивные способности, связанные со способностью педагога воспринимать, осознавать и чувствовать различные грани деятельности, выражаются в трех «видах чувствительности»:
о в чувстве объекта (эмпатия педагога, а также осознание соотношения потребностей учащихся и педагогических требований);
а в чувстве такта (умение быть адекватным во взаимодействии в каждой педагогической ситуации); о в чувстве причастности.
Проективные способности указывают на умение педагога создавать новые, эффективные способы обучения. Они включают следующие виды способностей:
□ гностические способности — способности, проявляющиеся в быстром и твердом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения;
о проектировочные способности — способности, выражающиеся в умении личности представить конечный результат воспитательного и обучающего воздействия;
о конструктивные способности — способности, проявляющиеся в умении педагогом создать атмосферу сотрудничества и творческого процесса, в которой в максимальной мере будут реализованы задатки учеников; а коммуникативные способности; п организаторские способности.
В психологии достаточно популярна позиция, когда успешность педагогической деятельности связывают с определенным набором профессионально важных качеств (ПВК) личности.
Профессионально важные качества — совокупность личностных качеств субъекта, выступающих важными условиями достижения высоких результатов в профессиональной деятельности.
Профессионально важные качества определяют общую профессиональную пригодность человека.
Выделяют четыре основные группы индивидуальных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности (приводится по: Психология труда / [под ред. А. В. Карпова]. М., 2003. С. 191):
п абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном (среднем) уровне;
о относительные ПВК — определяют возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
d мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности (высокий уровень мотивации может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК);
п антиПВК — свойства, выступающие профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности.
Многие качества личности важны практически для всех профессий (например, ответственность, организованность, трудолюбие). Но каждая профессия также предполагает свое уникальное сочетание необходимых качеств.
К профессионально важным качествам педагогической деятельности Е. П. Ильин относит:
о чувство ответственности, патриотизм и интернационализм как составляющие мировоззрения;
о нравственные качества (доброта, гуманизм, терпимость, чуткость и др.); п коммуникативные качества;
волевые качества;
интеллектуальные качества;
о психомоторные качества (приводится по: Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004).
В другом российском издании (приводится по: Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. М., 2001. С. 388) выделяются две группы качеств, важные для становления педагога-гуманиста. Первая группа включает «человеческие качества», вторая — «профессиональные качества».
Педагог должен характеризоваться следующими человеческими качествами: человечностью, добротой, терпеливостью, порядочностью, честностью, ответственностью, обязательностью, щедростью, уважением к людям, нравственностью, оптимизмом, уравновешенностью, интересом к воспитаннику, доброжелательностью, дружелюбием, сдержанностью, достоинством, патриотизмом, душевной чуткостью. К профессионально важным качествам отнесены: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение ставить цель, организованность, настойчивость, справедливость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории, знание детской психологии, владение методикой, владение передовыми технологиями, требовательность, справедливость, чувство юмора.
Таким образом, педагогические способности и профессионально важные качества являются важными условиями достижения педагогом высоких результатов в профессиональной деятельности. Но важно также помнить о значимости мотивации и ценностных основ деятельности. Именно благодаря им педагог не только будет стремиться к достижению высоких результатов, но и ощутит смысл и удовлетворение от того, что занимается очень важной и гуманной деятельностью — способствует становлению настоящего Человека.
Вопросы и заданйя для самоконтроля
Какие основные потребности человека удовлетворяет профессиональная деятельность?
Почему при выборе и осуществлении профессии важно учитывать не только экономические мотивы?
Чем определяются основные функции педагогической деятельности? Назовите основные функции деятельности педагога.
По каким основаниям можно делать структурный анализ педагогической деятельности?
Что такое стиль деятельности и индивидуальный стиль деятельности? Почему каждому педагогу важно сформировать свой индивидуальный стиль деятельности?
Что характеризует «профессионала своего дела» независимо от профессиональной сферы?
Какие факторы определяют успешность педагогической деятельности?
Чем отличаются педагогические способности и профессионально важные качества педагога?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46