2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития юношей и девушек, в существенной мере влияющим на все сферы их жизнедеятельности. Учение в ранней юности опосредовано формирующимися представлениями о предпочитаемой сфере профессиональной деятельности. Соответственно, происходит разделение учебных интересов, более углубленное занятия одними предметами по сравнению с другими. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.
Учебно-профессиональная деятельность — ведущая деятель- ность юношеского возраста, в ходе которой усвоение знаний опосредовано процессом профессионального самоопределения.
Повышение интереса к учению в раннем юношеском возрасте связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшеклассники, в первую очередь, указывают на свое желание продолжать образование с целью своего личностного и профессионального развития. Это определяет доминирование мотивов, связанных с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление приносить пользу обществу, убежденность в практической значимости науки для общества.
Таким образом, на смену общению со сверстниками как ведущей деятельности подросткового возраста в раннем юношеском возрасте приходит учебно- профессиональная деятельность.
Процесс выбора профессии у старшеклассников может происходить по- разному. Он предполагает высокую внутреннюю активность личности, поскольку ситуация выбора профессии требует учета различных факторов: необходимо проанализировать свои ресурсы, требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность разрешения этих несоответствий.
Важную роль в выборе профессии играет профориентационная работа. В ходе ее необходимо способствовать осознанию старшеклассниками тех факторов, которые определяют успешность одного из самых важных жизненных выборов. В качестве определяющих факторов выбора профессии можно выделить:
- Способности личности как основание для достижения высоких показателей деятельности. Очевидно, что если у человека есть задатки к какому-то род У деятельности, то это является важной предпосылкой для успешной профессиональной деятельности.
- Интересы личности как основание для внутренней мотивированности деятельности. Доминирующие интересы позволяют человеку заниматься деятельностью не только ради результата, но и для получения удовольствия от процесса- Для профессионалов свойственна именно эта характеристика.
- Ценности личности как основание для осмысленности деятельности- Человеку как существу, наделенному самосознанием, важно заниматься ДеЯ' тельностью, значимой и для себя, и для других людей. Поэтому выбор профеС' сии должен учитывать и этот фактор.
- Социальный запрос, определяющий потенциальную востребованность специалиста. Любая профессия должна удовлетворять различные потребности: и духовные, и социальные, и материальные. Материальные потребности на должном уровне могут быть удовлетворены, если на эту профессию на рынке труда есть спрос.
Учет каждого из четырех названных факторов определяет успешность выбора профессии. При этом об успехе в данном случае нужно говорить не только с точки зрения внешнего, социального аспекта, но и, в первую очередь, с точки зрения внутреннего аспекта. Счастлив тот субъект профессиональной деятельности, который ориентирован на внутренний успех, т. е. на то, чтобы реализовать свои уникальные способности, интересы и ценности в профессиональной деятельности. И только на этой основе и внешний успех в полной мере определит самореализацию человека в профессиональной деятельности.
Для формирования гармоничной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Важно показать различные варианты и психологические следствия выборов профессии. Важно также сформировать осведомленность о будущих условиях труда. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. В ранней юности для организации успешного самоопределения необходимо знакомить учащихся с психологической характеристикой профессий, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека той или иной профессии. Важно познакомить их и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности. Ведь, как известно, содержание деятельности во многом определяет формирование личностных характеристик человека. Поэтому можно говорить, что сначала человек выбирает профессию, а потом профессия во многом определяет личность самого человека.
В выборе профессии очень важно, чтобы молодые люди имели возможность познакомиться с реальными примерами удачной профессиональной деятельности. Возможность взаимодействия с людьми, имеющими достижения в профессии и получающими от нее удовлетворение, очень значима для развития юношей и девушек. Также необходимо создать условия для получения ими профессиональной консультации, нацеленной на изучение способностей, интересов, ценностей человека, рекомендаций относительно выбора профессии, соответ ствующей их личностным характеристикам.
В ранней юности особое значение для личностного развития молодых людей значение имеет характер межличностных отношений. Самоощущение юношей и девушек во многом по-прежнему определяется тем, насколько они приняты кругом сверстников. Низкий статус в группах юношеского общения влияет на высокий уровень тревожности.
Расширение диапазона общения и усложнение жизнедеятельности старшеклассника приводят к тому, что число групп, к которым он принадлежит или на которые он ориентируется и с которыми соотносит свои ценностные ориентации значительно возрастает. Это создает определенные ролевые конфликты и ставит личность перед вопросом, какая принадлежность для нее важнее. Способность юношей найти гармонию в существующих ролевых противоречиях самым непосредственным образом влияет на формирование идентичности.
Взаимоотношения со сверстниками условно разделяют на товарищеские и дружеские. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными же поддерживаются только товарищеские и приятельские отношения. Особенной популярностью пользуются те из товарищей, которые сами по-доброму и внимательно относятся к людям. Такие сверстники отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Не пользуются уважением те, чье внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и равнодушен к другим людям. Взаимоотношения со сверстниками связаны с будущим психологическим благополучием. Разлад взаимоотноше ний со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.
В ранней юности резко усиливается и потребность в индивидуальной интимной дружбе. Еще Ж. Ж. Руссо писал, что первое чувство, которое возникает у заботливо воспитанного молодого человека —дружба.
Юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. На первый план в ней выдвигается интимность, эмоциональное тепло, искренность. Разви тие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность поделиться своими переживаниями. При этом повышенная эмо циональность юношеской дружбы способствует определенной ее идеализации Представления о друзьях у юношей и девушек чаще соответствует «идеальному Я», нежели «реальному Я». С одной стороны, это позволяет другому человеку укрепиться в вере в себя (человек развивается, когда есть вера в свои силы, способности). С другой стороны, как и любые идеализированные ожидания, чаще всего ведут к разочарованиям. Но без этого невозможно взросление, поэтому и данный аспект в отношениях юношам и девушкам необходимо пережить.
В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство — любовь. Возникновение чувства любви связано с несколькими причинами. Во-первых, половое созревание, завершающееся в этот период, способствует росту интереса к противоположному полу Во-вторых, усиливается желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы В-третьих, в любом возрасте, когда человек много размышляет о своем внутреннем мире и испытывает состояние одиночества, у него есть желание найти собеседника, который способен понять и принять.
Рассматривая такой аспект межличностных отношений юношей и девушек как свидание, Г. Крайг и Д. Бокум отмечают, что если в подростковом возрасте индивиды предпочитают встречаться с теми, кто физически привлекателен, хорошо
0дет и нравится другим, то в раннем юношеском возрасте наблюдается большая глубина, и юноши и девушки больше озабочены личностными характеристиками и планами партнера на будущее (приводится по: Крайг, Г. Психология развития / f Крайг, Д. Бокум. СПб., 2006. С. 538). На основе зарубежных исследований приведены следующие функции свиданий юношей и девушек: отдых (возможность повеселиться с человеком противоположного пола); социализация (возможность для индивидов разных полов узнать друг друга и научиться уместным взаимодействиям); статус (возможность повысить статус благодаря тому, что тебя видят о кем-то, кто считается привлекательным); товарищество (возможность иметь друга противоположного пола, с которым можно взаимодействовать и делиться переживаниями): близость (возможность установить близкие значимые отношения с индивидом противоположного пола); секс (возможность заняться сексуальным экспериментированием или получить сексуальное удовлетворение); отбор (возможность общаться с представителями противоположного пола для выбора мужа или жены) (приводится по: Крайг, Г Психология развития / Г Крайг; Д. Бокум. СПб., 2006. С. 538).
Дружба и любовь в раннем юношеском возрасте важны для различных аспектов жизни молодых людей. Благодаря им юноши и девушки имеют возможность лучше осознать и понять индивидуальность другого человека и самого себя, сформировать более ясные представления о своей будущей жизни, в том числе в плане семьи и профессиональной деятельности.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46