logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

3. Проблемы и задачи возрастной психологии

Возрастная психология решает широкий спектр задач в различных сферах жизни. Каждая задача связана с какой-то значимой научной проблемой. Поэтому, освещая данный вопрос, мы будем выделять задачи, которые важны при реше­нии основных проблем возрастной психологии, выделенных Р. С. Немовым (Немое, Р. С. Психология / Р. С. Немов. Мм 1995. Т. 2. С. 7—9).

1-я проблема: органическая и средовая обусловленность психического и по­веденческого развития.

Задачи:

  1. Изучать влияние анатомо-физиологических характеристик организма че­ловека на психическое развитие в различные возрастные периоды.

  2. Анализировать влияние окружающей среды (физической, социальной, культурной, экономической) на психическое развитие и поведение детей и взрос­лых людей.

  3. Исследовать соотношение влияния организма и среды на развитие кон­кретных психических процессов и свойств на каждом возрастном этапе.

  1. я проблема: влияние стихийных факторов и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

Задачи:

    1. Понимать особенности влияния стихийных факторов и степень воспри­имчивости детей к этим влияниям на разных возрастных этапах.

    2. Исследовать закономерности психического развития детей с целью оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.

    3. Рассматривать соотношение влияния различных социальных институтов (семьи, школы, внешкольных учреждений) на психическое развитие детей.

    4. Разрабатывать рекомендации по формированию у детей способности осознанно и самостоятельно выступать субъектами саморазвития.

  1. я проблема: соотношение задатков и способностей.

Задачи:

    1. Понимать, чем определяются задатки детей.

    2. Изучать и учитывать в учебном процессе задатки детей, в связи с этим организовывать для них различные виды деятельности.

    3. Иметь точное представление о сензитивных периодах для развития раз­личных психических функций и учитывать их при создании условий для жизне­деятельности детей.

  1. я проблема: сравнительное влияние эволюционных, революционных и си­туационных изменений на психическое развитие и поведение детей.

Задачи:

    1. Исследовать особенности резких, революционных изменений в психиче­ском развитии людей в различные возрастные периоды.

    2. Изучать и учитывать, как жизненные события (ситуации) и их восприятие могут отражаться на психическом развитии детей и взрослых.

    3. Понимать, какие процессы и свойства формируются постепенно (эволю- ционно) и каким образом можно содействовать их развитию.

  1. я проблема: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии человека.

Задачи:

    1. Исследовать характер взаимосвязи между развитием познавательной сферы и развитием других сфер (мотивационной, волевой, эмоциональной).

    2. Анализировать и понимать психологические последствия доминирова­ния интеллекта в общем психическом развитии человека.

    3. Разрабатывать рекомендации по гармоничному развитию различных сфер личности.

Безусловно, выделенные выше задачи отражают не все вопросы, решение которых значимо для общества. Все задачи, условно говоря, решают одну об­щую: понимать особенности возрастного развития человека и содействовать созданию оптимальных условий для его полноценного развития и гармоничной жизни на каждой возрастной стадии.

4. Метопы возрастной психологии

Научные знания должны быть объективными, для этого исследования необ­ходимо включать 7 шагов:

      1. Формулирование содержательных вопросов.

      2. Применение научного метода.

      3. Выбор условий для исследования.

        1. Выбор экспериментального плана для изучения генетических изменений.

        2. Использование подходящего метода сбора данных.

        3. Интерпретация полученных данных.

        4. Формулирование выводов и определение их применения (Г. Крайг, 2002. С. 35—36)

Применение научного метода предполагает 4 обязательных этапа:

          1. Постановка проблемы — исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучить.

          2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления — исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.

          3. Проверка гипотезы — исследователь должен: а) собрать данные; б) про­анализировать их, используя соответствующие статистические критерии.

          4. Формулирование выводов — учитывая результаты предыдущего этапа, ис­следователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, кото­рые предполагались в исходных гипотезах (Г. Крайг, 2002. С. 38—39).

Осуществление данных этапов предполагает использование различных мето­дов, которые в зависимости от целевого назначения классифицируются на 5 групп.

            1. группа — организационные методы — группа методов психологии, ко­торые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравни­тельный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования осно­вывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

Каждый из данных методов имеет как преимущества, так и недостатки.

            1. группа — эмпирические методы — группа методов психологии, позволяю­щая получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпири­ческим методам относят наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социо­метрию, интервью, беседу, анализ продуктов деятельности, биографический ме­тод и др.

<3.

        1. группа — методы обработки данных — подразумевают проведение коли­чественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (диф­ференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).

        2. группа — интерпретационные методы — различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставле­ние с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпре­тации (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

        3. группа — методы психологического воздействия — специфические при­емы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Использование перечисленных выше методов в возрастной психологии имеет свою специфику, обусловленную содержанием решаемых исследова­тельских задач.

Укажем на некоторые особенности использования ряда эмпирических мето­дов в возрастной психологии.

Метод наблюдения характеризуется систематическим и целенаправлен­ным восприятием и фиксированием психических явлений в определенных условиях. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Вклю­ченное характеризуется тем, что наблюдатель вовлечен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Невключенное, внешнее наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. По степени стандартизации (формализации) различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделе­ние единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствуют о на­личии того или иного психологического явления и его характеристиках.

Выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и по­ведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значи­тельно изменяться.

При использовании метода наблюдения необходимо придерживаться следу­ющих требований:

□ должна быть четкая программа наблюдения с конкретизацией предмета изучения;

о все результаты наблюдения должны фиксироваться в соответствующей форме;

о нельзя быть предвзятым к наблюдаемым объектам (если у наблюдателя имеется эмоционально окрашенная установка, она может повлиять на восприя­тие информации) и др.

В возрастной психологии, как и во многих других отраслях психологии, на­блюдение является одним из наиболее активно используемых методов. Благода­ря своим возможностям он всегда доступен педагогу. С другой стороны, если мы заинтересованы в исследовании, придерживаемся указанных выше требований, подходим к наблюдаемым беспристрастно и с позицией принятия, то этот метод даст нам самую разностороннюю и неискаженную информацию о развитии детей.

Эксперимент как психологический метод характеризуется активным вме­шательством исследователя в изучаемый процесс (формирующий эксперимент) либо воздействием независимых факторов (констатирующий эксперимент). Это один из основных методов сбора первичной информации, при котором ис­следователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естес­твенный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независи­мыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем. В возрастной психологии и педагогической психологии может активно использоваться форми­рующий эксперимент, который не только позволяет изучить какие-то психические процессы, но и повлиять на уровень их развития.

Опрос как метод психологии в возрастной психологии используется в случае, ког­да необходимо оперативно получить информацию об интересующем явлении. Одна­ко следует помнить, что при использовании этого метода часто наблюдается так на­зываемая «социальная желательность» (когда индивид отвечает не так, как на самом деле думает, чувствует, а так, как принято, чтобы выглядеть «в лучшем свете»).

В возрастной психологии также активно используются различные-виды тес­тов. Тест не нужно путать с опросом. В отличие от последнего, тест предполагает какое-то испытание (задание), по результатам выполнения которого и выносится суждение о каком-то психическом процессе (свойстве). И это задание не всегда предъявляется в виде вопросов. Например, человеку может быть предложено что-то нарисовать или сложить из кубиков узор и т. д.

Один из видов тестов называется тестом интеллекта, который позволяет оце­нить уровень интеллектуального развития конкретного человека на фоне средних показателей для данной возрастной группы (числовое значение выражается ко­эффициентом IQ). Личностные тесты дают возможность получить информацию об особенностях эмоциональной, волевой, мотивационной сфер человека. Одна из групп личностных тестов, проективные методики, помогают исследовать скрытые, неосознанные психические явления через анализ так называемых «проекций». Про­екция — процесс и результат постижения и порождения значений, заключаю­щийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием домини­рующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

Для анализа влияния характера межличностных отношений на ход психиче­ского развития могут использоваться различные варианты социометрической методики. При этом должны учитываться возраст исследуемых, цель изучения и другие факторы.

Полученную при помощи эмпирических методов информацию часто называют «сырой», указывая тем самым на то, что для того, чтобы делать какие-то выводы о результатах исследования, ее необходимо обработать. Для этого исполь­зуются методы обработки данных. В рамках возрастной психологии при об­работке данных особое значение имеет анализ различий при «срезах», сде­ланных в разное время.

Получив информацию с помощью методов сбора первичной информации, часто стоит задача выбора уместных и эффективных методов воздействия на личность или группу. При решении этой задачи важно придерживаться установ­ленных правил и этических норм. В некоторых случаях и при использовании спе­циальных методов психологическое воздействие может оказывать только ква­лифицированный специалист. Среди многообразия методов психологического воздействия можно выделить метод предъявления моделей, беседу, дискуссию, тренинг и др.

Метод предъявления моделей основан на применении механизмов пси­хического заражения, внушения и подражания. Метод может быть использован как способ содействия развитию ребенка через личный пример родителя (пе­дагога) или предъявление в качестве образцов поведения других людей, пер­сонажей фильмов, произведений художественной литературы, сказок, притч, анекдотов и др. Благодаря своей образности и эмоциональной насыщенности они выступают в качестве достаточно сильных средств воздействия. Эмоцио­нальное заражение — процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода состояний. На основе эмоционального зараже­ния возникает подражание — копирование поведенческих актов и поступков дру­гого человека. Внушение — воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им информации.

Беседа может использоваться и как метод воздействия, и как метод сбора информации. Данный метод может быть полезен при взаимодействии с любым человеком, способным общаться. Беседа дает педагогу важнейшую информа­цию о различных аспекта жизни детей, касается ли это разговора о семье с млад­шими школьниками или разговора со старшеклассниками о жизненных идеалах.

Дискуссия как метод воздействия, предполагает способность двумя сторо­нами аргументированно рассматривать какую-то проблему (вопросы) с целью ее (их) разрешения. Очевидно, что данный метод в возрастной психологии может быть использован при соответствующем уровне развития мышления у детей. Существуют определенные правила для проведения эффективных дискуссий (говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного со­беседником, предоставлять возможность высказаться каждому участнику дис­куссии, периодически резюмировать сказанное в группе). Преобладающим ме­ханизмом воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на суждения собеседника силой логических доказательств.

Тренинг — метод воздействия, направленный на создание новых психиче­ских образований либо на развитие уже существующих. Существуют разные ви­ды тренинга: функциональный (развитие основных психических функций и про­цессов: памяти, мышления, воли и т. д.); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции); социально-психологический тренинг (тре­нинг общения, тренинг социально-психологической сензитивности и т. п.); тре­нинг личностного роста. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика, участниками группы предоставляется друг другу обратная связь.

Использование методов психологического воздействия для содействия личност­ному развитию человека должно осуществляться с учетом возрастных особен­ностей. Так, например, если игровые элементы тренинга могут использоваться

практически с любыми возрастными группами, то многие рефлексивные упраж­нения будут не эффективны, если мыслительные процессы детей не достигли определенного уровня развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Чем обусловлен всплеск исследований возрастных особенностей психического развития в конце XIX века?

  2. Какие ученые внесли особый вклад в становление возрастной психологии как науки?

  3. Почему возрастную психологию можно считать самостоятельной психологиче­ской наукой?

  4. Приведите примеры, когда хронологический возраст не совпадает с психоло­гическим.

  5. Перечислите основные категории возрастной психологии.

  6. Какие, на ваш взгляд, задачи возрастной психологии являются наиболее важны­ми для развития общества?

  7. Какова специфика использования психологических методов в возрастной психологии?

  8. Почему методы психологического воздействия требуют обязательного учета возраста?