1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
Общая характеристика психического развития в раннем юношеском возрасте представлена в схеме 7, с. 91.
Границы возраста. Ранняя юность — возрастной период, выделяемый отечественными учеными как отдельная возрастная стадия. Он приходится на время обучения школьника в старших классах (16—18 лет). В зарубежной литературе подростковый и ранний юношеский возраст, как правило, объединяются в одну возрастную стадию.
Юностью называют фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой —достижение социальной зрелости. Юноши и девушки особенно восприимчивы к социальным процессам: «Положение в мире влияет на них намного сильнее, чем на младших детей. Молодежь сражается в войнах, участвует в восстаниях и вкладывает свою энергию в движения за социальные реформы. Подростки и их старшие товарищи, движимые идеалистическими устремлениями, поддерживают радикальные политические и религиозные движения. Во время экономических спадов они теряют работу и находят ее при экономическом подъеме. В наши дни на подростков влияют не только местные и региональные кризисы, но и кризисы в различных частях мира» (Г. Крайг, Д. Бокум, с. 493).
Задачи развития. На решение задач развития в юношеском возрасте влияют исторические и социокультурные факторы. Чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее механизмы передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.
Как указывалось ранее, Э. Эриксон подразделяет жизненный цикл на фазы, каждая из которых имеет свои специфические задачи. Подростковому возрасту и юности отводится пятая фаза в жизненном цикле. Она характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности. И типичной чертой этой фазы является расширение диапазона выполняемых ролей. Юноша пробует, «примеряет» эти роли к себе с тем, чтобы определить образ будущей жизни и соответствующие ему «свои роли». Важнейшим направлением такого ролевого экспериментирования является определение той профессиональной сферы, которая в наибольшей степени соответствует интересам и способностям молодых людей. Именно это считается одной из основных задач раннего юношеского возраста. Первоначальное профессиональное самоопределение — достаточно сложная задача, требующая высокого уровня самосознания. Еще более она усложняется в кризисные периоды социального развития.
Социальная ситуация развития. Социальное положение юношества неоднозначно (уже не ребенок, но еще и не взрослый человек). С одной стороны, юноша все чаще слышит, что он уже взрослый, а с другой — он зависим от взрослых в материальном и социальном отношении. В то же время усиливающееся стремление к автономии выражается как в расширении диапазона социальных ролей и интересов, так и в их качественном изменении. На данную противоречивость указывают Г. Крайг и Д. Бокум, отмечая, что, с одной стороны, продолжительный период отрочества «дает молодежи многочисленные возможности экспериментирования с различными стилями взрослого поведения, не принимая на себя строгих обязательств; с другой стороны, его длительность создает определенное напряжение и конфликты, вызванные, например, желанием быть самостоятельным, получить личный опыт в сочетании с финансовой зависимостью от родителей» (приводится по: Крайг, Г. Психология развития / Г Крайг, Д. Бокум. СПб., 2006. С. 523).
Важнейшее место в жизни молодых людей в ранней юности занимают осознание своей индивидуальности и мысленное конструирование «идеального Я». Результаты данной активности самосознания позволяют ответить на вопрос: «Каким быть?» — и попытаться определить свою жизненную стратегию, ценности и идеалы. Данный процесс часто идет достаточно напряженно, так как с одной стороны, молодые люди сталкиваются с большим давлением со стороны родителей, имеющих определенные ожидания от успехов своих детей, а с другой — сами молодые люди формируют завышенные притязания, усиливающие внутреннее давление.
Также в центре внимания юношей и девушек находится вопрос выбора будущей профессиональной деятельности. Для этого старшеклассники должны осознать свои способности, интересы, ценности и сопоставить их с социальным запросом, который определяет востребованность и престижность конкретных профессий. Выбор профессии неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, во многом определяя направление всей жизни.
Таким образом, на социальную ситуацию развития старшеклассников влияет появление новых социальных и интеллектуальных потребностей, которые
связаны с «образом Я» («каким быть») и будущей профессией («кем быть»). Удовлетворение этих потребностей в полной мере затруднено зависимостью от взрослых (так называемая маргинальность возраста — пребывание на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых), невозможностью непосредственно «примерить» различные профессиональные роли (это, как правило, возможно только во внутреннем, рефлексивном плане), небольшим жизненным опытом. Это и вызывает определенные противоречия, которые разрешаются в ведущей деятельности возраста, психологический анализ которой будет сделан далее.
Показатели благоприятного (неблагоприятного) развития. По мнению Э. Эриксона, к концу рассматриваемого возрастного периода у индивида может сформироваться либо идентичность (при благоприятном развитии), либо «путаница ролей» (при неблагоприятном развитии). Формирование идентичности отражает то, что личность, «проиграв» различные роли, проанализировав различные варианты будущего, интегрирует их в едином «образе Я». В случае же, если данный процесс затягивается, юноша «мечется» между различными увлечениями, неоднократно меняет свои решения о будущей профессии и других сферах жизни, речь идет о неопределенной идентичности, что может неблагоприятно отразиться на последующем развитии.
Сформированность цельной идентичности свидетельствует о взрослении юношей и девушек. Взросление также предполагает «избавление от родительской опеки» и «постепенный переход из семьи в другие социальные институты» (приводится по: Кле, М. Психология подростка / М. Кпе. М., 1991).
Кризис юности. Период ранней юности считается относительно стабильным, но и в рамках его иногда у личности возникают кризисные переживания. По мнению российских ученых В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, кризис в юности может быть вызван затруднениями при реализации жизненных планов, несоответствием реального положения дел идеальным представлениям, сложностями при поиске смысла жизни. При неблагоприятных условиях кризис может усугубиться, если вместо реального ответа на стоящие проблемы, индивид осуществляет «уход», прибегая к деструктивным психологическим защитам, алкоголю, наркотикам. Разрешение кризиса юности возможно при пересмотре ценностей и целей, не соответствующих жизни и внутренним характеристикам (способностям, интересам и т. д.), при внесении изменений в «Я-концепцию», при
построении своей, взвешенной системы оценивания себя и мира, не исключающей в то же время открытости жизненному опыту. Позитивное разрешение кризиса дает личности новые импульсы к самообразованию, построению и реализации своей жизненной программы.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46