logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.

По мнению Д. Б. Эльконина, основными новообразованиями раннего детства выступают развитие речи и наглядно-действенное мышление.

До того как ребенок начнет осмысленно произносить слова, обозначать сло­вами предметы окружающего мира, грамматически правильно строить предло­жения, в развитии его речи можно выделить следующие стадии

1-я стадия — в первой половине второго года жизни ребенок начинает про­износить слова, которые непосредственно связаны с его текущей деятельностью или общением. Для этого этапа развития речи характерно общение ребенка по­средством отдельных слов, чаще всего существительных. При этом часто семан­тическое значение слов понимается ребенком неправильно и одним и тем же суще­ствительным он может обозначать различные предметы. Фонематическая сторона речи также является недостаточно развитой: часто ребенок пропускает в словах слоги, неправильно произносит, либо вообще опускает некоторые звуки. Ребенок

не умеет грамматически согласовывать произнесенные слова. Данный этап мож­но условно назвать стадией «слов-предложений».

2-я стадия наступает где-то во втором полугодии второго года жизни ребенка и характеризуется произнесением простейших предложений. Реёнок более четко начинает понимать некоторые морфологические особенности слов. Так, он может пытаться правильно употреблять единственное или множественное число в именах существительных, лицо в глаголах. Этот этап характеризуется бурным развитием речи ребенка. Ребенок более четко начинает понимать значение слов.

3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и ис­пользование в речи разного типа простых и сложных предложений, а также слу­жебных слов. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребенком строится правильное произношение звуков. В это время важным яв­ляется правильное произношение слов воспитателями и родителями, поскольку ребенок учится, подражая взрослым. Дети начинают понимать не только речь- инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует развитию ребенка, поскольку в рассказе содержатся предметы, недоступные непосредственному его опыту.

Наглядно-действенное мышление является другим важнейшим новооб­разованием раннего детства. Ребенок совершенствует операции установления связи между предметами методом проб и ошибок. Например, он пытается от­крыть коробку с игрушками различными способами, и при использовании одного из них у него это получается. Эти действия и способствуют развитию наглядно- действенного мышления. Когда ребенок усваивает способы использования предметов, он также усваивает и отношения между ними, а также возможности воздействия одного предмета на другой. Это помогает ему вдальнейшем пе­рейти к более развитым видам мышления — наглядно-образному и абстрактно- логическому.

Центральным новообразованием раннего детства является позиция, которая обозначается как «Я-сам».

Я-сам — центральное новообразование раннего детства, прояв- ^ ляющееся в стремлении ребенка к автономии и выполнении само­стоятельных действий, связанное с развитием первичных форм само­сознания.

Появление феномена «Я-сам» является результатом его общения с другими людьми. В 2,5—3 года он начинает осознавать себя как отдельного человека.

Е. П. Ильин пишет: «Сначала он говорит о себе в третьем лице Затем начинает использовать местоимение «ты», обращаясь так ко всем людям. И лишь потом он понимает, что "Я" может относиться к нему самому. С этого момента и на­чинается процесс формирования самосознания. Его начало зависит оттого, на­сколько благополучен климат в семье ребенка. Там, где имеют место грубость, агрессия, ребенок начинает говорить "я" довольно поздно».

Помимо появления новообразования наблюдаются и другие достижения в пси­хическом развитии ребенка в данный период.

Среди познавательных процессов активно развиваются ощущение, вос­приятие, память, мышление ребенка. О развитии ощущения свидетельствует уменьшение времени реакции на различные раздражители. Данное совершен­ствование обусловлено психофизиологическим развитием ребенка.

Особое место в познавательном развитии ребенка занимает восприятие. По мне­нию Л. С. Выготского, все психические функции в рассматриваемом периоде раз­виваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».

В возрасте одного года ребенок еще не способен к последовательному и все­стороннему рассмотрению предмета. Чаще всего при восприятии он фокусируется на одном признаке, обычно форме или величине. Развитие восприятия в раннем детстве происходит в предметной деятельности ребенка. Особое значение при этом имеют так называемые соотносящие действия ребенка. Их суть состоит в том, что малыш пытается соотносить предметы между собой по какому-либо свойству (форме, размеру, плотности и т. д.). Первоначально соотносящие дей­ствия преимущественно основываются на методе проб и ошибок. Однако с даль­нейшим развитием восприятия ребенок получает возможность зрительно соот­носить свойства. Теперь ему не нужно выполнять действия с предметом для того, чтобы определить то или иное его свойство. Это проявляется, например, в том, что ребенок способен на глаз выбирать из нескольких кубиков различного размера тот, который соответствует отверстию определенного размера. В 2—2,5 года ребе­нок способен подбирать сходные с образцом предметы. К трем годам у ребенка обычно имеются некоторые образцы, содержащие определенные свойства, с ко­торыми он сравнивает предметы окружающего мира. Эти образцы выражаются у детей в виде определенных предметов. Например, круглая форма может обо­значаться в формулировке «как мячик» и т. п. Таким образом следует отметить, что восприятие в раннем детстве тесно связано с предметными действиями. Ребенок определяет свойства предмета с большей точностью, если этот пред­мет необходим для выполнения текущих действий. В то же время восприятие свойств сложных по форме предметов для детей данного возраста является еще затрудненным.

Память в раннем детском возрасте характеризуется преимущественно про­цессом узнавания, которое характеризуется опознанием воспринимаемого объ­екта как уже известного, находившегося в сфере прошлого опыта.

Эмоциональная сфера ребенка также активно развивается. В этот период эмоции большинства детей имеют бурный, но неустойчивый характер, что вы­ражается в быстрой смене одного эмоционального состояния другим, в частых аффективных «вспышках», в особой подверженности заражению эмоциями, пе­реживаемыми другими детьми и взрослыми.

На втором году жизни ребенок способен испытывать эмоции страха, любви, обиды, радости и т. п. Вся жизнедеятельность ребенка в раннем возрасте, как правило, сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок очень восприимчив к различным переживаниям, но в то же время часто, в силу эгоцент­ризма, не способен в полной мере проявить эмпатию (сопереживание).

По сравнению с младенчеством диапазон страхов в раннем детстве уве­личивается. Это связано с тем, что возможности в восприятии, передвижении, общении у ребенка увеличиваются, он сталкивается с большим количеством ин­формации, которую не понимает. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Однако раздражи­тельность, гневное отношение родителей в ответ на детские страхи может вы­звать их закрепление.

К концу раннего детства у ребенка начинают формироваться более устойчи­вые эмоциональные переживания — чувства. Так, некоторые действия ребенка осуществляются с учетом того, как они воспринимаются взрослыми. Ребенок мо­жет отказаться от «плохого» поведения и вести себя в соответствии с ожидания­ми взрослых. Часто это становится предметом гордости.

Мотивационная сфера в раннем детстве характеризуется своей нестабиль­ностью. Мотивы и потребности ребенка имеют тенденцию быстро сменять друг друга. Поэтому, если ребенок чем-то расстроен, его легко можно переключить на положительные эмоции, заинтересовав его, например, новой игрушкой.

В этом возрасте впервые наблюдается способность поступать не только «как хочется», но и «как надо». Но спонтанное поведение чаще доминирует над про­извольным. Важнейшими особенностями развития мотивационной сферы явля­ются преобладание неустойчивых и несдерживаемых желаний, наличие мотивов, имеющих одинаковую побудительную силу (нет отчетливо выраженного домини­рования одних мотивов над другими), появление потребностей в самостоятель­ных действиях и мотивов достижения успеха.

В рассматриваемом периоде у ребенка впервые отчетливо проявляется по­требность в самостоятельных действиях. Неслучайно, что он, отстаивая право на самостоятельность, начинает все чаще выражать несогласие с родителями. В связи с этим очень важной задачей является создание оптимальных условий для удовлетворения потребности ребенка в самостоятельности. Правильная позиция, помогает ребенку становиться более уверенным в себе, формировать чувство самоуважения и уважения к другим людям. В противном случае у него развиваются пассивность, зажатость, агрессивность, чувство беспомощности и неполноценности.

Поведение ребенка определяется многими факторами и изменяется в течение всего периода. Особое значение имеет механизм подражания другим людям. Уже в начале раннего детства ребенок пытается активно подражать, воспроизводить

сложные действия, которые осуществляют взрослые (например, чистить зубы, читать книгу, водить машину и т. п.)- К двум годам поведенческий репертуар ре­бенка уже достаточно широк и разнообразен и все в большой степени начинает носить преднамеренный характер.

Поведение детей в дошкольном образовательном учреждении часто характери­зуется направленностью на индивидуальную предметную деятельность. В раннем детстве нехарактерным является сотрудничество со сверстниками. Вмешательство других детей в игру может вызвать конфликтную ситуацию. Однако элементы сотруд­ничества со сверстниками начинают проявляться уже на этой возрастной стадии.

На формирование поведения ребенка влияют результаты его наблюдений за взаимоотношениями других людей (воспитателя, детей, родителей между собой, старших детей и т. д.). Общение со взрослыми чаще всего происходит в ходе игры. Ребенок, столкнувшись со сложной для него задачей, обращается за по­мощью взрослого, от которого требуется не только непосредственная помощь в решении, но и понимание важности данного акта поведения для ребенка при всей его простоте и кажущейся бессмысленности. Особое значение для всего психического развития ребенка имеет готовность родителей и педагогов эмоцио­нально откликаться на его «дела».

Как следствие развития всех сфер психики, а также самосознания ребенка явля­ется обострение отношений, что может вызвать так называемый кризис трех лет.

Кризис трех лет один из возрастных кризисов, возникающий на рубеже перехода ребенка с раннего детства в дошкольное дет­ство, и связанный с развитием самооценки, стремлением делать все самому.

Симптоматикой, предшествующей возникновению данного кризисного перио­да в развитии являются:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он вы­глядит в глазах других;

- озабоченность собственной эффективностью в своих делах, острое реаги­рование на неудачу.

Кризис трех лет — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Как и любой возрастной кризис, он связан с разрушением старой системы социаль­ных отношений. Л. С. Выготский назвал кризис трех лет кризисом отношений, так как во многом он обусловлен неспособностью взрослых перестроить систему от­ношений с ребенком по мере роста его самостоятельности и активности.

Л. С. Выготский на основе работы Э. Келер описывает 7 характеристик кри­зиса трех лет: негативизм (негативная реакция не столько на само действие, которое он отказывается выполнять, сколько на то, что требование или просьба исходит от взрослого); упрямство (настаивание на чем-то не потому, что ре­бенку чего-то очень хочется, а для того, чтобы ощутить, что с его мнением счи­таются); строптивость, своеволие и своенравие; протест-бунт, обесце­нивание требований; деспотизм Как отмечает О. Б Дарвиш, все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых (Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. М., 2003).

Позитивное разрешение кризиса в раннем детстве, по мнению Э. Эриксона* зависит от готовности родителей и воспитателей предоставлять детям свободу в осуществлении тех действий, на которые они способны. Но это не означает, что детям должна быть предоставлена абсолютная свобода в поведении. Взрослые

должны умело, ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жиз­ни, которые могут оказаться опасными для жизни и здоровья как их самих, так и окружающих.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что определяет социальную ситуацию развития младенца?

  2. Почему для развития ребенка в младенческом возрасте особое значение имеет эмоциональная основа общения?

  3. Охарактеризуйте основные новообразования младенческого возраста.

  4. О чем свидетельствует кризис первого года?

  5. Какие противоречия определяют социальную ситуацию развития в раннем детстве?

  6. Почему ребенок сам не может справиться с познанием предметного мира?

  7. Что такое «Я-сам» и чем оно характеризуется?

  8. Охарактеризуйте симптомы кризиса трех лет Могут ли педагоги или родители усложнить протекание кризиса трех лет?