2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
Учебная деятельность — специфический вид активности человека. В широком смысле она направлена на усвоение социокультурного опыта, накопленного человечеством. Учебная деятельность социальна по своей сущности (она значима для развития общества, им оценивается, организуется в специально созданных социальных институтах (дошкольных учреждениях, школах, вузах и т. д.). Ей присущи все те же признаки, как и любой человеческой деятельности: активность, предметность, осознанность, целенаправленность, субъектность, динамичность и др.
Учебная деятельность — деятельность, направленная на приоб- ретение индивидом новых знаний, умений, навыков или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде.
Благодаря учебной деятельности младшие школьники усваивают систему знаний и обобщенные способы действий по их применению в разнообразных жизненных ситуациях. Особое значение в этой деятельности играет усвоение научных понятий, которые отражают суть предметов и явлений. Усвоение знаний определяет и ход психического развития детей.
Содержание учебной деятельности связано с тем, на что она направлена (каков ее предмет). Предметом учебной деятельности выступает усвоение знаний,
овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов учебных действий, а также изменение самого субъекта деятельности.
Структурный анализ учебной деятельности позволяет выделить 5 компонентов: 1) мотивацию; 2) учебную задачу; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценку.
По мнению Л. И. Божович, учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разную психологическую характеристику. Одна группа, в которую входят так называемые познавательные мотивы, порождается преимущественно самой учебной деятельностью и определяется ее содержанием. Другая группа (социальные мотивы) связана с побуждениями, которые порождаются «всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью». К познавательной мотивации относятся мотивация содержанием (желание познать новые факты, суть явления) и мотивация процессом (интерес к самому процессу учения). К социальным мотивам относятся «статусный мотив» («Хочу быть учеником»), мотив хорошей отметки и мотив самоутверждения.
Российский исследователь проблем мотивации Е. П. Ильин в качестве основных мотивов учебной деятельности младших школьников рассматривает пять видов. Мотивы получения знания связаны с познавательными интересами ребенка. Один из самых действенных мотивов для младшего школьника — мотив получения отметки. В течение первых двух лет обучения школьники рассматривают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Значимость данного мотива также обусловлена тем, что статусное положение школьника в классе во многом определяется его успеваемостью. К концу начальной школы отношение к значимости отметки со стороны школьника снижается. В мотивационной сфере младшего школьника также существуют мотивы избегания неудачи и мотивы достижения успеха. Мотив избегания неудач присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся младших классов, но у последних, как правило, он является основным. У детей же с высокой успеваемостью в большей мере выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. Для определенной группы младших школьников (имеющих высокие результаты деятельности, лидерские способности и завышенную самооценку) свойственна так называемая престижная мотивация, выражающаяся в соперничестве со способными одноклассниками.
Еще одним структурным компонентом учебной деятельности выступают учебные задачи, выполняя которые младший школьник постигает общие способы действия (решения).
Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка которого имеет важнейшее значения для освоения учебного действия. Формулируется это задание в конкретной педагогической ситуации.
Учебное действие как структурный компонент учебной деятельности подчинено учебной цели и включает совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи.
Учебные действия могут анализироваться с различных позиций. С точки зрения субъекта, выделяются такие учебные действия, как действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). С точки зрения особенностей деятельности ученика, выделяют мыслительные, перцептивные, мнемические и другие действия. В зависимости от характера используемых операций и полученного результата говорят о репродуктивных (воспроизводящих) и продуктивных (творческих) учебных действиях.
Учебные действия образуют основу процесса усвоения знаний, который включает:
непосредственное восприятие, наблюдение, обеспечивающие получение информации;
осмысление материала (переработка информации);
запоминание и сохранение обработанной информации;
применение запомненной информации (знаний) на практике.
Контроль и оценка являются важнейшими компонентами учебной деятельности. Контроль учебной деятельности — структурный компонент учебной деятельности, характеризующийся сличением имеющегося результата с поставленной учебной задачей.
Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку он позволяет управлять ее ходом, своевременно вносить коррективы, определять эффективность форм и методов организации учебной деятельности. При этом важно, чтобы постепенно субъектом контроля все в большей мере выступал сам ученик. Когда речь идет о самоконтроле учебной деятельности, можно говорить что она характеризуется более высоким уровнем развития.
Оценка учебной деятельности призвана подвести итог какого-либо этапа учебной деятельности. Это своего рода подведение итогов учебного действия (действий) ученика на основе соотнесения его результата с поставленной целью.
О роли оценивания учебной деятельности в свое время заявил Д. Б. Эльконин: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций» (приводится по: Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М., 2003. С. 326).
Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка влияет на многие сферы личности младшего школьника. Надо помнить, что оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания, осуществляемый учителем с использованием различных способов. Отметка же является формальным результатом этого процесса, выраженном в баллах.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46