2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
И эффективность педагогической деятельности, и содержание межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе во многом определяются позициями, которые в нем занимают руководители и педагоги.
Позиция в межличностном взаимодействии особенно проявляется в затруднительных ситуациях, например, в ситуации конфликта. Поэтому охарактеризуем различные позиции во взаимодействии, выделяемые исследователями конфликтного поведения.
Н. В. Гришина предлагает рассматривать три основные формы поведения: уход, борьба, диалог (приводится по: Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб., 2000. 464 е.). Уход как позиция во взаимодействии характеризуется стремлением избежать, игнорировать, отложить решение проблемы или проявить уступчивость, т. е. решать проблемы за счет отказа от собственных интересов. Борьба предполагает использование различных приемов давления на партнера с намерением достичь своих целей любой ценой. Данная стратегия
иной раз может обеспечить человеку достижение своих целей, но она требует «заплатить» большую цену: сам человек становится агрессивным, подозрительным, а его отношения с другими будут напряженными и конфликтными. Диалог является наиболее перспективной позицией во взаимодействии, так как он нацелен на поиск оптимального решения для всех взаимодействующих сторон. Но данная позиция возможна только в том случае, если каждый участник готов слышать друг друга, быть гибким и расположенным к нахождению взаимовыгодного варианта разрешения затруднения.
Позиция во взаимодействии может быть рассмотрена также с точки зрения последствий реализуемой модели поведения. Исходя их этого, можно выделить конструктивную, деструктивную и конформистскую модели поведения В представленной ниже таблице приведены психологические характеристики поведения личности при каждой модели поведения.
Таблица 3
Модель поведения | Поведенческие характеристики личности |
Конструктивная | Стремится разрешить противоречия во взаимодействии; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к собеседнику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна |
Деструктивная | Постоянно стремится к расширению и обострению противоречий; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие, нарушает этику общения |
Конформистская | Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается сточкой зрения соперника; уходит от острых вопросов |
Одним из наиболее известных подходов к описанию стиля поведения в конфликтном взаимодействии является система Томаса — Киллмена (разработана К. У. Томасом и P. X. Киллменом в 1972 году). Она основывается на выделении стиля поведения с учетом того, как учитываются человеком свои интересы и интересы другого человека. Схематично это можно изобразить следующим образом (см. схему 11, с. 186).
Охарактеризуем пять выделенных позиций в межличностном взаимодействии.
Избегание (уход, уклонение). Данная позиция во взаимодействии возникает в том случае, если для каждого участника осуществляемая деятельность или предмет общения являются незначимыми.
Если в педагогическом взаимодействии у субъектов доминирует данная позиция, то возникает вопрос относительно совпадения содержания педагогической деятельности с их жизненными ценностями и целями. Очень часто данную позицию занимают те люди, которые случайно оказались в роли педагога, которые «не нашли свое место», так как об этом свидетельствует уровень их переживания за дело.
Уступчивость (приспособление) наблюдается в случае, когда человек отказывается от своих интересов и целей в пользу интересов и целей другой стороны. Часто человек уступает вследствие неспособности заявить и обозначить свою позицию. В то же время в некоторых ситуациях уступчивость может быть наиболее оптимальной позицией (например, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для нас; или когда мы, уступая в достижении одних целей, реализуем другие, не менее важные цели).
В педагогическом взаимодействии данную позицию целесообразно занимать, если восстановление спокойствия и стабильности в межличностных отношениях важнее достижения какой-то незначительной цели.
Конкуренция (соперничество). Данная позиция во взаимодействии наблюдается, когда одна из сторон нацелена на максимальное достижение своих целей при полном игнорировании целей другой стороны. Ценность межличностных отношений незначительна. Для достижения своих целей активно может использоваться власть, авторитет, связи. Очевидно, что данную позицию можно отнести к деструктивной модели поведения. Ее часто занимает человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный
в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
В педагогическом взаимодействии рассматриваемую позицию занимают руководители или педагоги, для которых индивидуальные цели более значимы, чем общие, кто коллег рассматривает не как партнеров по общему делу, а как соперников, для кого важнее всего быть «самым лучшим».
Компромисс. О компромиссной позиции во взаимодействии можно говорит в случае, когда наблюдается баланс интересов двух сторон, в основе которого лежат взаимные уступки. Это возможно в случае готовности каждой стороны услышать и понять позицию другого.
Данная позиция много конструктивнее позиций, рассмотренных выше, но так как она предполагает лишь частичное достижение целей каждой стороной, ее нельзя считать самой оптимальной.
Сотрудничество считается самой перспективной и оптимальной позицией взаимодействия, но в то же время является и самой трудно реализуемой. Она характеризуется тем, что все участники взаимодействия достигают целей на желаемом уровне. Более того, очень часто при этой позиции люди достигают значительно большего результата, чем желали изначально.
Трудность в реализации данной позиции объясняется тем, что она предполагает высокий уровень личностного развития и психологической культуры всех участников взаимодействия. Это выражается в установке «я хороший — ты хороший» (человек одинаково уважительно относится и к себе, и к другому). В данном случае каждый готов одновременно проявить чуткость, чтобы понять и принять позицию партнера, и мужество, чтобы спокойно и уверенно обозначить свою позицию. Очень важно, чтобы каждая сторона задавалась вопросом: «А какие дополнительные ресурсы содержит эта ситуация и для меня, и для моего партнера?».
Следствием полноценного сотрудничества является синергический эффект
Синергия (синергический эффект) (от греч. synergos — «вместе действующий») — значительное возрастание эффективности деятельности людей, возникающее в результате гармоничного взаимодополнения, взаимоподдержки, общих ценностей и целей.
Если эффективность каждого взаимодействующего субъекта условно оценить в один балл, то синергия означает, что один плюс один равняется не двум баллам, а может достигать трех, четырех и более баллов.
Таким образом, именно сотрудничество является наиболее оптимальной позицией во взаимодействии, в том числе и в педагогическом взаимодействии.
В основе сотрудничества в педагогическом взаимодействии лежит идея совместной развивающей деятельности и равноправного общения всех субъектов образовательного процесса, базирующегося на гуманистических ценностях.
Как указывает И. А. Зимняя, значение сотрудничества столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества. Отмечается, что сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием; 2) единством цели; 3) организацией и управлением деятельностью; 4) разделением функций, действий, операций; 5) наличием позитивных межличностных отношений.
Сотрудничество в педагогическом взаимодействии возможно при условии, что каждая сторона готова к равноправным отношениям, в основе которых лежат следующие гуманистические ценности:
п способность к ответственности, которая выражается в осознанном принятии решений и обязательств и управлении своим поведением в соответствии с ними; п уважение и принятие индивидуальных особенностей других людей; п умение вносить свой вклад в общее дело, задействуя свои сильные качества и навыки, и умение признать и оценить вклад других людей; п взаимоподдержка и взаимопомощь;
□ корректное и спокойное предоставление и принятие обратной связи о реальном положении дел, в том числе о существующих проблемах и затруднениях;
о умение гармонично сочетать и деловые интересы, и личностную основу взаимодействия.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46