2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития юношей и девушек, в существенной мере влияющим на все сферы их жизнедеятельности. Учение в ранней юности опосредовано формирующимися представлениями о предпочитаемой сфере профессиональной деятельности. Соответственно, происходит разделение учебных интересов, более углубленное занятия одними предметами по сравнению с другими. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.
Учебно-профессиональная деятельность — ведущая деятельность юношеского возраста, в ходе которой усвоение знаний опосредовано процессом профессионального самоопределения.
Повышение интереса к учению в раннем юношеском возрасте связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшеклассники, в первую очередь, указывают на свое желание продолжать образование с целью своего личностного и профессионального развития. Это определяет доминирование мотивов, связанных с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление приносить пользу обществу, убежденность в практической значимости науки для общества.
Таким образом, на смену общению со сверстниками как ведущей деятельности подросткового возраста в раннем юношеском возрасте приходит учебно- профессиональная деятельность.
Процесс выбора профессии у старшеклассников может происходить по- разному. Он предполагает высокую внутреннюю активность личности, поскольку ситуация выбора профессии требует учета различных факторов: необходимо проанализировать свои ресурсы, требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность разрешения этих несоответствий.
Важную роль в выборе профессии играет профориентационная работа. В ходе ее необходимо способствовать осознанию старшеклассниками тех факторов, которые определяют успешность одного из самых важных жизненных выборов. В качестве определяющих факторов выбора профессии можно выделить:
d Способности личности как основание для достижения высоких показателей деятельности. Очевидно, что если у человека есть задатки к какому-то роду деятельности, то это является важной предпосылкой для успешной профессиональной деятельности.
п Интересы личности как основание для внутренней мотивированности деятельности. Доминирующие интересы позволяют человеку заниматься деятельностью не только ради результата, но и для получения удовольствия от процесса. Для профессионалов свойственна именно эта характеристика.
о Ценности личности как основание для осмысленности деятельности. Человеку как существу, наделенному самосознанием, важно заниматься деятельностью, значимой и для себя, и для других людей. Поэтому выбор профессии должен учитывать и этот фактор.
□ Социальный запрос, определяющий потенциальную востребованность специалиста. Любая профессия должна удовлетворять различные потребности: и духовные, и социальные, и материальные. Материальные потребности на должном уровне могут быть удовлетворены, если на эту профессию на рынке труда есть спрос.
Учет каждого из четырех названных факторов определяет успешность выбора профессии. При этом об успехе в данном случае нужно говорить не только с точки зрения внешнего, социального аспекта, но и, в первую очередь, с точки зрения внутреннего аспекта. Счастлив тот субъект профессиональной деятельности, который ориентирован на внутренний успех, т. е. на то, чтобы реализовать свои уникальные способности, интересы и ценности в профессиональной деятельности. И только на этой основе и внешний успех в полной мере определит самореализацию человека в профессиональной деятельности.
Для формирования гармоничной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Важно показать различные варианты и психологические следствия выборов профессии. Важно также сформировать осведомленность о будущих условиях труда. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. В ранней юности для организации успешного самоопределения необходимо знакомить учащихся с психологической характеристикой профессий, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека той или иной профессии. Важно познакомить их и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности. Ведь, как известно, содержание деятельности во многом определяет формирование личностных характеристик человека. Поэтому можно говорить, что сначала человек выбирает профессию, а потом профессия во многом определяет личность самого человека.
В выборе профессии очень важно, чтобы молодые люди имели возможность познакомиться с реальными примерами удачной профессиональной деятельности. Возможность взаимодействия с людьми, имеющими достижения в профессии и получающими от нее удовлетворение, очень значима для развития юношей и девушек. Также необходимо создать условия для получения ими профессиональной консультации, нацеленной на изучение способностей, интересов,
построении своей, взвешенной системы оценивания себя и мира, не исключаю щей в то же время открытости жизненному опыту. Позитивное разрешение кризи~ са дает личности новые импульсы к самообразованию, построению и реализации своей жизненной программы.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46