logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников

Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития юношей и девушек, в существенной мере влияющим на все сферы их жизнедеятель­ности. Учение в ранней юности опосредовано формирующимися представлениями о предпочитаемой сфере профессиональной деятельности. Соответственно, про­исходит разделение учебных интересов, более углубленное занятия одними пред­метами по сравнению с другими. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Учебно-профессиональная деятельность ведущая деятельность юношеского возраста, в ходе которой усвоение знаний опо­средовано процессом профессионального самоопределения.

Повышение интереса к учению в раннем юношеском возрасте связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшекласс­ники, в первую очередь, указывают на свое желание продолжать образование с целью своего личностного и профессионального развития. Это определяет доминирование мотивов, связанных с самоопределением и подготовкой к само­стоятельной жизни. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление приносить пользу обществу, убеж­денность в практической значимости науки для общества.

Таким образом, на смену общению со сверстниками как ведущей деятель­ности подросткового возраста в раннем юношеском возрасте приходит учебно- профессиональная деятельность.

Процесс выбора профессии у старшеклассников может происходить по- разному. Он предполагает высокую внутреннюю активность личности, посколь­ку ситуация выбора профессии требует учета различных факторов: необходимо проанализировать свои ресурсы, требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность раз­решения этих несоответствий.

Важную роль в выборе профессии играет профориентационная работа. В ходе ее необходимо способствовать осознанию старшеклассниками тех факторов, кото­рые определяют успешность одного из самых важных жизненных выборов. В каче­стве определяющих факторов выбора профессии можно выделить:

d Способности личности как основание для достижения высоких показате­лей деятельности. Очевидно, что если у человека есть задатки к какому-то роду деятельности, то это является важной предпосылкой для успешной профессио­нальной деятельности.

п Интересы личности как основание для внутренней мотивированности дея­тельности. Доминирующие интересы позволяют человеку заниматься деятельно­стью не только ради результата, но и для получения удовольствия от процесса. Для профессионалов свойственна именно эта характеристика.

о Ценности личности как основание для осмысленности деятельности. Человеку как существу, наделенному самосознанием, важно заниматься дея­тельностью, значимой и для себя, и для других людей. Поэтому выбор профес­сии должен учитывать и этот фактор.

Социальный запрос, определяющий потенциальную востребованность специалиста. Любая профессия должна удовлетворять различные потребно­сти: и духовные, и социальные, и материальные. Материальные потребности на должном уровне могут быть удовлетворены, если на эту профессию на рынке труда есть спрос.

Учет каждого из четырех названных факторов определяет успешность выбо­ра профессии. При этом об успехе в данном случае нужно говорить не только с точки зрения внешнего, социального аспекта, но и, в первую очередь, с точки зрения внутреннего аспекта. Счастлив тот субъект профессиональной деятель­ности, который ориентирован на внутренний успех, т. е. на то, чтобы реализовать свои уникальные способности, интересы и ценности в профессиональной дея­тельности. И только на этой основе и внешний успех в полной мере определит самореализацию человека в профессиональной деятельности.

Для формирования гармоничной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жиз­ненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Важно показать раз­личные варианты и психологические следствия выборов профессии. Важно также сформировать осведомленность о будущих условиях труда. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определе­нием жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. В ран­ней юности для организации успешного самоопределения необходимо знакомить учащихся с психологической характеристикой профессий, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, харак­теру и другим психологическим особенностям человека той или иной профессии. Важно познакомить их и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности. Ведь, как известно, содержание деятельности во многом определяет формирование личностных характеристик человека. Поэтому можно говорить, что сначала человек выбирает профессию, а потом профессия во многом определяет личность самого человека.

В выборе профессии очень важно, чтобы молодые люди имели возможность познакомиться с реальными примерами удачной профессиональной деятель­ности. Возможность взаимодействия с людьми, имеющими достижения в про­фессии и получающими от нее удовлетворение, очень значима для развития юношей и девушек. Также необходимо создать условия для получения ими про­фессиональной консультации, нацеленной на изучение способностей, интересов,

построении своей, взвешенной системы оценивания себя и мира, не исключаю щей в то же время открытости жизненному опыту. Позитивное разрешение кризи~ са дает личности новые импульсы к самообразованию, построению и реализации своей жизненной программы.