logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками

Традиционно в отечественной науке в структуре педагогической психологии выделяются три раздела: психология обучения, психология воспитания и психо­логия профессиональной деятельности и личности педагога.

Психология обучения раздел педагогической психологии, в ко­тором изучаются закономерности обучения и психологические основы формирования учебной деятельности.

Эффективное обучение невозможно организовать без исследования моти­вации учебной деятельности, специфики функционирования познавательных процессов на уроке, без понимания механизмов развития творческого потен­циала и позитивной «Я-концепции» обучающегося. В рамках психологии обуче­ния дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих становление психо­логически здоровой личности. Этот раздел педагогической психологии исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков на разных этапах онтогенеза и при различных формах организации обучения — на уроке, практическом или лабораторном занятии, на лекциях и пр. При этом показывается психологическая основа интенсификации обучения благодаря программированию, компьютериза­ции, выявлению проблемы, «диалогу культур», теоретическому обобщению и т. д. Процесс обучения не может осуществляться, если педагог не знает возможно­стей учеников. Следовательно, названный раздел психологической науки также рассматривает проблемы психологической диагностики, развития и коррекции познавательной и личностной сферы обучающегося.

IПсихология воспитания раздел педагогической психологии, ко­торый изучает закономерности формирования личности в ходе образовательного процесса.

Данный раздел посвящен изучению закономерностей формирования личнос­ти на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего со­циального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательной деятельности. Особое внимание уделяется пониманию закономерностей развития характера, форми­рованию этических ценностей, мотивации поведения, гуманистическому миро­воззрению, пониманию психологических причин девиантного поведения.

Психология профессиональной деятельности и личности пе­дагога раздел педагогической психологии, в котором изучают­ся психологические характеристики педагогической деятельности и ее требования к личности педагога.

Раздел включает вопросы структурных и содержательных характеристик дея­тельности педагога, предполагает исследование закономерностей его профессио­нализации. Важное место отводится диагностике и развитию профессиональной направленности педагога, его ценностей, вопросам оптимальной организации деятельности, изучению психологических основ формирования индивидуального стиля деятельности, исследованию условий самореализации в профессии.

В настоящее время педагогическая психология все более дифференцируется, и это влияет на то, что ряд психологов помимо обозначенных выше разделов пред­лагают выделить также раздел «Психология педагогического взаимодействия».

Психология педагогического взаимодействия раздел педаго­гической психологии, в котором изучаются психологические осно­вы общения, межличностных отношений и совместной деятельности субъектов образовательного процесса.

В этом разделе изучаются психологические закономерности организации и раз­вития межличностных отношений и общения между педагогами и детьми, условия возникновения и развития сотрудничества в процессе обучения и воспитания, психологические причины и способы разрешения конфликтов, условия создания оптимальных условий взаимодействия внутри педагогического коллектива и др.

Педагогическая психология связана с другими науками и отраслями психологии. Очевидна тесная взаимосвязь между педагогической психологией и педагогикой, - которая изучает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания и обучения, их роль в жизни общества. Понятно, что невозможно рассчитывать на хорошие результаты обучения и воспитания, если не учитывать результаты исследований

в педагогической психологии: психологические закономерности процессов обучения и воспитания, а также психологические особенности субъектов образовательного процесса. С другой стороны, если знания не используются для решения реаль­ных социальных задач, то в них нет смысла. Поэтому роль педагогической пси­хологии во многом определяется тем, насколько результаты ее исследований по­лезны для повышения качества обучения и воспитания.

Биосоциальная сущность человека определяет взаимосвязь педагогиче­ской психологии с естественными науками — физиологией, гигиеной, медици­ной. Невозможно понять психическое развитие детей и правильно организо­вать учебно-воспитательный процесс без учета биологических, генетических и физиологических особенностей учащихся.

Педагогическая психология связана со многими другими отраслями психоло­гии. Общая психология, оказывающая влияние на развитие всех психологических дисциплин, определяет базисные основы изучения общих закономерностей пси­хических явлений. Эти закономерности учитываются во всех прикладных науках, в том числе в педагогической психологии.

Особое значение имеет взаимосвязь педагогической психологии и возрастной психологии. Изучение психологических закономерностей обучения и воспитания невозможно без учета возрастных особенностей в развитии детей. Именно по­следние во многом определяют специфику организации учебно-воспитательного процесса. В то же время возрастная психология использует психолого-педаго­гические знания для более глубинного понимания психического развития чело­века на разных возрастных стадиях.

Изучение психологических проблем педагогического взаимодействия невозможно без сотрудничества ученых на стыке педагогической психологии и социальной психо­логии. Социальные психологи накопили достаточно научных сведений о психологии общения, психологии конфликтов, психологии сотрудничества, знание которых важно для изучения и понимания соответствующих проблем в образовательной сфере.

Существует связь педагогической психологии с психологией личности, диф­ференциальной психологией, психодиагностикой, юридической психологией, про­фессиональной психологией и другими психологическими науками.