logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину

В основе периодизации Д. Б. Эльконина (1904—1984) лежит ряд фундамен­тальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выгот­ским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтье­вым в рамках деятельностного подхода.

Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительнос­ти: предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек — предмет» и «человек — человек». Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет для ребенка представляет интерес не только как объект с определенными физическими свойствами, но и как объект, имею­щий определенное социальное значение, а также предполагающий возможность использовать его для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвоение социально выработанных способов действий с предметами. Мир отношений ребенка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый помимо того, что является субъектом определенных индивидуально- психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различ­ных социальных ролей (в профессии, семье, других сферах) помогает ребенку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.

В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятель­ность», введенному А. Н. Леонтьевым. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей. Первую группу образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относятся следующие виды деятельности: □ непосредственно-эмоциональное общение младенца; о ролевая игра дошкольника; в интимно-личностное общение подростка.

Эти деятельности значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело

главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или шире — «человек — человек».

Во вторую группу входят деятельности, направленные на усвоение обще­ственно выработанных способов действий с предметами (система отношений «человек — предмет»):

п предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста; □ учебная деятельность младшего школьника; п учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Д. Б. Эльконин считает, что в деятельностях первой группы главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельностях второй груп­пы — познавательная сфера. Развитие этих сфер —два важнейших направления психического развития человека. Признавая, что эти два направления образуют единый процесс развития личности, ученый полагал, что на каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одно из них. Ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — предмет», что определяет закономерное чередование и развитие соответствующих сфер. Базируясь на таком понимании, Д. Б. Эльконин формулирует закон периодично­сти: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхожде­нием между тем, что он усвоил из отношений «человек — человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек — предмет». Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий пери­од. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, периодизация Д. Б. Эльконина основана на понятии «веду­щая деятельность». В представленной ниже таблице отражена краткая характе­ристика возрастных периодов в соответствии сданной периодизацией.

Таблица 1

Название возрастно­го периода

Границы возраста

Ведущая деятельность

Направлен­ность дея­тельности

Сфера преимущест­венного развития

Основные новообразования возраста

Младен­ческий возраст

До 1 года

Непосред­ственно-эмо­циональное общение

Познание отношений

Мотивацион-

но-потреб-

ностная

Потребность в об­щении, эмоцио­нальные отно­шения

Раннее детство

1—3 года

Предметно- манипуля­тивная дея­тельность

Познание предмета

Познаватель­ная

Речь и наглядно- действенное мыш­ление

Дошколь­ный воз­раст

3-6(7)лет

Ролевая иг-ра

Познание отношений

Мотивацион­но-потребност­ная

Потребность в об­щественно зна­чимой и оцени­ваемой деятель­ности

Младший школьный возраст

6(7)— 10(11) лет

Учебная деятель­ность

Познание начал наук

Познаватель­ная

Произвольность, внутренний план действий, самокон­троль, рефлексия

Продолжение табл. 1

Название возрастно­го периода

Границы возраста

Ведущая деятельность

Направлен­ность дея­тельности

Сфера преимущест­венного развития

Основные новообразования возраста

подрост­ковый воз­раст

I 11—14 лет

Интимно-

личностное

общение

Познание системы общения в разных ситуациях

Мотивацион- но-потребност- ная

Чувство взрослос­ти, самооценка, подчинение груп­повым нормам

Ранняя юность

15-17 лет

Учебно-про­фессио­нальная

Познание профессии

Познаватель­ная

Мировоззрение, профессиональ­ные интересы

В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рож­дения до вступления во взрослую жизнь. Но для глубокого понимания общих воз­растных закономерностей психического развития важно анализировать всю жизнь человека. Для решения этой задачи следует обратиться к другим периодизациям, в которых отражены все возрастные стадии от рождения до пожилого возраста.

5. Стадии развития взрослого человека

То, что в отечественной психологии преимущественное внимание длитель­ное время уделялось исследованию психического развития детей, вполне объ­яснимо. С одной стороны, начальные этапы жизни являются очень важными для будущего каждого человека, и потому понимание всех факторов развития детей помогает их учитывать. С другой стороны, социализация детей, организация их обучения и воспитания являются важнейшей общественной задачей, и для ее эффективного решения необходимо знание возрастных характеристик детей.

В то же время отсутствие должного внимания к исследованию психического развития зрелого и пожилого возраста не может быть оправдано выше представ­ленными аргументами. Человек на каждой стадии достоин внимания науки, в том числе и возрастной психологии. Поэтому неслучайно в наше время появляется все больше работ по проблемам психического развития взрослых людей.

В рамках данного вопроса мы вкратце отразим некоторые взгляды на перио­дизацию психического развития взрослых людей и укажем на психологическое содержание соответствующих возрастных периодов.

Одной из наиболее известных периодизаций развития человека в мировой науке является подход Э. Эриксона. Содержание этой периодизации было пред­ставлено ранее.

Заслуживают внимания также взгляды на психическое развитие взрослых лю­дей таких авторов, как Ш. Бюлер, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант, В. Ф. Моргун. Кратко представим их содержание (приводится по: Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Ко- люцкий. М., 2001. С. 139—142).

Ш. Бюлер выделила 5 периодов.

1 До 16—20 лет (наиболее типичные проявления жизни: нет семьи, профес­сии, жизненного пути).

  1. От 16—20 до 25—30 лет (предварительное самоопределение, выбор супруга).

  2. От 25—30 до 45—50 лет (зрелость, характеризующаяся наличием соб­ственной семьи, призванием, постановкой конкретных жизненных целей, само­реализацией).

  3. От 45—50 до 65—70 лет (старение, при котором человек переживает душев­ный кризис, сложности с самоопределением и постановкой жизненных целей).

  4. После 65—70 лет (потеря социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти).

Приведенное описание психологического содержания различных возрастных периодов взрослого человека является спорным. Так, несмотря на наличие каких- то общих тенденций в развитие нельзя однозначно признать, что каждый чело­век, например в зрелом возрасте, в полной мере самореализуется, а в старости «бесцельно существует». Сам по себе хронологический возраст не определяет психологическое содержание жизни конкретного субъекта. В этом плане бо­лее обоснованной выглядит позиция Э. Эриксона, в соответствии с которой выделяются два полюса развития: благоприятный и неблагоприятный. И то, что Ш. Бюлер предлагается в качестве психологического содержания двух по­следних стадий, вполне возможно укладывается в представление о неблаго­приятном развитии человека.

Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант предложили свой взгляд на психическое развитие взрослого человека, в соответствии с которым выделяются следующие периоды:

    1. 16—22 года (время взросления, стремления к самостоятельности; неопре­деленность; уход из родительского дома).

    2. 23—28 лет (осознание себя как взрослого человека с его правами и обя­занностями; сформированность представлений о своей будущей жизни, работе; встреча спутника жизни и создание семьи).

    3. 29—32 года (переходный период, в течение которого пересматрива­ются некоторые представления о жизни; возможно переживание в виде воз­растного кризиса).

    4. 33—39 лет (период «бури и натиска»: семейная жизнь для многих теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, имеющиеся результаты ка­жутся недостаточными).

    5. 40—42 года (возрастной кризис, в течение которого у многих может возник­нуть ощущение, что жизнь проходит зря, молодость уходит).

    6. 43—50 лет (стабильный период, привязанность к семье).

    7. После 50 лет (источниками удовлетворения выступают семейная жизнь и успехи детей; на первое место выходят вопросы о смысле жизни, ценностях).

Периодизация В. Ф. Моргуна включает 10этапов жизни взрослого человека:

1 Юность (18—23 года) — порог взрослой жизни, поиски своего места в об­ществе, личностное и профессиональное самоопределение.

факторы, закономерности и периодизации психического развития

  1. Молодость (24—30 лет) — выработка индивидуальности, осознание нере­альности юношеских мечтаний, постановка конкретных целей, встреча спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.

  2. Переход к расцвету (около 30 лет) — переживание кризиса в случае небла­гополучного самоопределения на предыдущих этапах.

  3. Расцвет (31—40 лет) — период высокой работоспособности и отдачи в про­фессиональной и семейной сферах; возникновение вопроса: «Что останется пос­ле меня?».

  4. Переход к зрелости (около 40 лет) — кризис, в течение которого могут быть серьезно пересмотрены жизненные ценности и планы.

  5. Зрелость (40—55 лет) — вершинный период жизни личности, достижение профессионального мастерства, статуса в обществе, стремление передать со­циальный опыт

  6. Кризис (50—55 лет) — осознание возрастных изменений в организме, при­способление к ним, постановка новых жизненных целей.

  7. Пожилой возраст (55—75 лет) — продолжение творческой активности, пе­редача накопленного опыта, общение.

  8. Старческий возраст (75—90 лет) — психологическая перестройка, функции бабушки и дедушки, посильные виды деятельности.

  9. Долгожительство (свыше 90 лет) — адаптация к новой ситуации, исполь­зование богатого жизненного опыта.

Каждая из имеющихся в возрастной психологии классификаций имеет свои ограничения. Они отражают лишь определенные тенденции в психическом раз­витии человека на различных возрастных стадиях. Но у каждого человека, строго говоря, свои жизненные периоды, временные интервалы, содержание которых во многом определяется жизненной позицией, ценностями, мировоззрением са­мой личности. Но знание того, что схожие задачи развития в какой-то возрастной период решает большинство, может быть важным для осознания жизненной си­туации каждым человеком.

6. Общая схема анализа возрастного периода

После знакомства с основными факторами и закономерностями психического развития, а также с существующими периодизациями, мы готовы с вами рассмо­треть общую схему анализа конкретного возраста. В ней будут обозначены те основные параметры, которые важны для понимания особенностей психического развития человека на определенной возрастной стадии. Эти параметры анализа обосновали в своих теориях Л. С. Выготский (социальная ситуация развития; кри­зис), А. И. Леонтьев (ведущая деятельность), Д. Б. Эльконин (социальная ситуа­ция развития; ведущая деятельность; психологические новообразования; кризис), Э. Эриксон (задачи возраста; кризис; благоприятное (неблагоприятное) развитие).

Схема 1

  1. й параметр анализа — задачи возраста. Под ними подразумеваются те об­щие требования к человеку на данной возрастной стадии, которые обусловлены как внешней социальной средой, так и внутренними потребностями самого человека.

  2. й параметр анализа —социальная ситуация развития Под социальной ситуацией развития следует понимать не только внешние социальные условия, но и соотношение между ними и характеристиками самого человека. Это соотноше­ние может быть противоречивым (например, когда у ребенка появляются новые потребности, а социальная среда (как вариант, в виде позиции родителей) им не соответствует). Противоречия, характеризующие социальную ситуацию разви­тия, выступают движущими силами психического развития и разрешаются в раз­личных формах активности, в том числе посредством ведущей деятельности.

3-й параметр анализа — ведущая деятельность Особую роль в разре­шении противоречий играет ведущая деятельность. Ее признаком является то, что она оказывает определяющее влияние на психическое развитие и возникно­вение возрастных новообразований.

4-й параметр анализа — психические новообразования. Это те психи­ческие процессы или свойства, которые активно развиваются и отчетливо про­являются в данном возрасте.

5-й параметр анализа — показатели благоприятного или неблаго­приятного развития. В зависимости оттого, реализуются или не реализуют­ся задачи развития и разрешаются или не разрешаются основные противо­речия, у человека формируются либо положительные (прогрессивные), либо отрицательные (регрессивные) психические новообразования (качества).

6-й параметр анализа — возрастные кризисы. Кризисы в развитии наблюдаются в случае обострения противоречий и характеризуются интен­сивными внутренними изменениями, за которыми часто «не успевает» соци­альная среда. О позитивности или негативности каждого кризиса можно судить по последствиям: если противоречия разрешаются, человек переходит на сле­дующую ступеньку в своем развитии, следовательно, кризис позитивен. Если этого не происходит, то можно говорить о негативных следствиях кризиса.

Данные параметры анализа не исчерпывают всех аспектов психического развития человека в конкретном возрастном периоде, но, наш взгляд, достаточны для понима­ния основных процессов. Поэтому именно этой схемы мы и будем придерживаться при анализе особенностей психического развития в каждом возрастном периоде.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему психическое развитие человека важно рассматривать во взаимосвязи с другими направлениями развития?

  2. Приведите примеры, свидетельствующие о взаимосвязи психического и соци­ального развития.

  3. Чем отличаются факторы и движущие силы психического развития?

  4. Что выступает в качестве движущих сил психического развития?

  5. Какие критерии периодизации были предложены учеными?

  6. На основании каких теоретических построений была создана периодизация Д. Б. Эльконина?

  7. Чем определяется социальная ситуация развития и ведущая, деятельность в каждом возрасте?

  8. Какие основные задачи развития решает взрослый человека на различных этапах жизни?

<3.