Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
возрастной психологии
Вопросы лекции
Становление возрастной психологии как науки.
Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии.
Проблемы и задачи возрастной психологии.
Методы возрастной психологии.
1. Становление возрастной психологии как науки
Возрастные особенности психического развития людей в отечественной психологической науке рассматриваются либо в рамках возрастной психологии, либо в рамках психологии развития. При этом в одном случае под этимм названиями подразумевают одну и ту же область знания, в которой изучаются особенности психического и поведенческого развития людей (Р. С. Немов, 1995; И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, 2004). В других случаях эти науки разграничивают. Например, есть мнение, что психология развития является более общим и теоретическим курсом по сравнению с возрастной психологией, определяя методологическую базу для последней (см.: Психология развития / [под ред. Т. Д. Марцинковской]. М., 2001).
В данном учебном пособии мы, вслед за Р. С. Немовым, будем исходить из того, что понятия «возрастная психология» и «психология развития» синонимичны и указывают на одну научную сферу. В пользу этой позиции и тот факт, что любая наука не может существовать без методологической базы, а потому общетеоретические вопросы психологии развития должны рассматриваться в рамках возрастной психологии.
Как и любая отрасль психологии, возрастная психология в своем становлении прошла ряд этапов. Первоначально определенные результаты познания возрастных аспектов жизни человека нашли свое выражение в работах философов в различные исторические эпохи (Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Демокрит и др.). Например, Пифагор выделил четыре периода в жизни человека: «весна» (становление человека) — от рождения до 20 лет; «лето» (молодость) — 20—40 лет; «осень» (расцвет сил) — 40—60 лет; «зима» (угасание) — 60—80 лет.
Особую роль в выделении возрастной психологии сыграли требования педагогической практики. Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» впервые выдвинул идею о необходимости построения системы обучения в соответствии с душевными особенностями детей. И. Ф. Гербарт также указывал на обязательность учета психологических законов в педагогике. Той же позиции придерживался и К. Д. Ушинский, когда в 1867 году писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Такое акцентирование внимания великих педагогов на важности учета психологических знаний о детях при их обучении и воспитании связано с тем, что в середине XIX вбка начало активно осуществляться массовое обучение в классах. Это определило необходимость исследования механизмов и этапов психического развития детей, чтобы дать объективные рекомендации, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста (Психология развития / [под ред. Т. Д. Марцинковской]. М., 2001).
Известные психологи того времени также обращали внимание на важность учета знания психологии детей при организации педагогического процесса. В. Джеймс отмечал, что психологи должны обратить внимание педагогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников с целью ее более глубинного понимания. Г. Мюнстенберг указывал, что от психологии не следует требовать конкретных указаний, как учить детей, а необходимо способствовать пониманию причин утомления детей, отклонения от норм в поведении.
В конце XIX — начале XX века в психологии наблюдается всплеск исследований психического развития детей. В 1883 году американский психолог Г. С. Холл (1844—1924) организовал первую в США экспериментальную лабораторию, в которой изучались особенности психического развития детей. Он же в 1891 году выступил в качестве редактора журнала «Педагогический семинар и журнал генетической психологии». По результатам своих исследований Г. С. Холл создал теорию рекапитуляции. Ученый пришел к выводу, что в основе психического развития лежит биогенетический закон Э. Геккеля, согласно которому зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл считал, что точно также как за 9 месяцев зародыш повторяет все стадии развития жизни от одноклеточного существа до человека, также и ребенок в период детства повторяет всю историю развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.
Г. С. Холл также известен как основатель педологии — комплексной науки о ребенке, в которой предлагалось исследовать различные аспекты психического развития стараниями представителей различных наук: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. Педология как наука просуществовала почти до середины XX века.
Значительный вклад в становление возрастной психологии как науки внес швейцарский психолог Э. Клаперад (1873—1940). Созданный им в Женеве педагогический институт им. Ж. Ж. Руссо стал одним из мировых центров экспериментальных
исследований проблем психического развития. По результатам своих исследований Клаперад пришел к выводу, что в основе психического развития лежит процесс естественного развертывания врожденных задатков. В качестве основных механизмов психического развития выделялись игра и подражание, которые определяют его направление и содержание.
Немецкий психолог В. Штерн (1871—1938) в своих исследованиях сфокусировался на духовном развитии ребенка. Его считают создателем теории конвергенции, основной тезис которой сводился к тому, что психическое развитие не является простым проявлением врожденных свойств и результатом простого восприятия внешних воздействий, а представляет собой конвергенцию (от лат. converge — «приближаюсь», «схожусь») двух этих факторов. В. Штерн акцентировал внимание на важности изучения целостной личности ребенка, а не одной какой-то сферы. Он считал, что «личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательными и бессознательным слоями)», а ее психическое развитие представляет собой «саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков — направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок» (Психология развития / [под ред. Т. Д. Марцинковской]. М., 2001). В качестве механизма психического развития им выделялось соединение (интро- цепция) своих внутренних целей с целями, задаваемыми внешней средой.
Другой немецкий психолог — К. Бюлер (1879—1963) — известен как автор теории трехступенчатого развития. Он выделил три ступени психического развития: инстинкт, формирование навыков, интеллект. Каждая новая ступень позволяет человеку функционировать на более высоком уровне и более успешно решать стоящие задачи. В основе активности человека лежит его стремление получать удовольствие. При этом если на инстинктивной ступени развития человек испытывает наслаждение после действия, то на стадии интеллектуального поведения появляется «предвосхищающее удовольствие». Особое место в исследованиях К. Бюлера занимали вопросы связи мышления и творчества. В частности, он пришел к выводу, что рисование оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей.
В рамках нормативного подхода (представители А. Л. Гезелл, Л. Термен) также, как и в теории рекапитуляции, определяющее значение в развитии отводится наследственным факторам, однако основное внимание здесь уделяется контролю того, как индивидуальные показатели соотносятся с существующими нормами (стандартами) психического развития.
Среди многочисленных исследователей проблем возрастной психологии за рубежом также следует отметить вклад Ж. Пиаже, А. Валона, 3. Фрейда, А. Фрейд, Э. Эриксона и др. В истории становления и развития возрастной психологии в России заметное место занимают труды П. Ф. Лесгафта, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др. Развитие белорусской возрастной психологии связано с именами Я. Л. Коломинского, А. А. Амелькова, Е. А. Панько, Ю. Н. Каран- дашева и др. С идеями некоторых этих ученых мы познакомимся при рассмотрении других вопросов данного учебного курса.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46