logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте

Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрас­те представлена в схеме 5, с. 66.

Границы младшего школьного возраста — с 6 (7) до 10(11) лет. Этот период в разных периодизациях имеет различные названия: среднее дет­ство (Г. Крайг; А. А Реан), латентная стадия (3. Фрейд, Э. Эриксон), младший школьный возраст (Д. Б. Эльконин). В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной науке, мы будем придерживаться последнего обозначения.

Период младшего школьного возраста называют вершиной детства. С одной стороны, ребенок по-прежнему проявляет многие детские качества: наивность, спонтанность, игривость. С другой стороны, у него начинает проявляться боль­шая произвольность, сдержанность, логика, он в большей степени осознает свое поведение, способен сравнивать себя с другими детьми. Основные задачи развития ребенка в это время связаны с необходимостью начинать системно и организованно усваивать знания, умения, формировать навыки, что является важным условием функционирования в обществе.

Л. Ф. Обухова отмечает, что дошкольный и младший школьный возраст разде­ляет «симптом потери непосредственности» (по Л. С. Выготскому), который про­является в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью воз­никает новый момент — ориентировка на то, что принесет ребенку осуществле­ние той или иной деятельности. То есть ребенок перед тем, как что-либо делать, задает себе вопрос: «А как это отразится на отношении ко мне других людей?». Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка,

которая, по мнению Д. Б. Эльконина, является основным свидетельством того что ребенок перешел в новый возраст.

Схема 5

Основной психологический вывод, который следует из переживания ребен­ком кризиса семи лет, сводится к тому, что он готов к усвоению новых требований и что существующая система отношений его не совсем устраивает. Он как бы спрашивает: «Я готов к решению новых задач, и что вы мне в этой связи можете предложить?». Эта позиция непосредственно отражается на социальной ситуа­ции развития младшего школьного возраста.

Как известно, социальная ситуация развития — это специфическая для конкретного периода жизни система отношений человека с окружающей дей­ствительностью. Эту специфику определяют две группы факторов: внутренние и внешние, между которыми часто наблюдаются «несовпадения», которые вы­ражаются в соответствующих противоречиях. Внутренние факторы для ребенка младшего школьного возраста — это прежде всего те психологические новооб­разования, которые появляются в конце дошкольного возраста (начало развития произвольности; формирование устойчивых чувств; появление внутренних норм

регуляции своего поведения и др.). Внешние факторы связаны с условиями социальной микросреды (взаимодействие в семье, со сверстниками; отноше­ние к ребенку со стороны других людей и т. д.).

Одно из важнейших побуждений ребенка, которое наблюдается у него в конце дошкольного возраста, связано со стремлением «быть взрослым». Реализация этого стремления «увязывается» с осознанием обществом того, что для успеш­ной будущей жизни ребенка он должен усвоить социокультурный опыт, накоплен­ный человечеством за всю историю своего существования. Однако для усвоения этого опыта ребенка необходимо включить в специально созданную для этих целей учебную деятельность. Эти факторы и определяют особенности социаль­ной ситуации развития и выделение учебной деятельности в качестве ведущей в младшем школьном возрасте.