5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
Педагогическое оценивание учебной деятельности имеет свою специфику в различные возрастные периоды.
С приходом ребенка в школу изменяется его социальная ситуация развития. Игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность.
Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться. Сначала все делает учитель ставит задачу, демонстрирует образцы выполнения учебных действий, контролирует процесс выполнения каждого действия и оценивает выполнена ли учебная задача каждым учеником. Лишь постепенно учитель включает учащегося в структуру учебной деятельности для самостоятельного выполнения ее отдельных элементов. В этом смысле вначале субъектом учебной деятельности является учитель, который учит главному — умению учиться. Таким образом, формирование учебной деятельности осуществляется в совместной работе учителя с младшим школьником.
Позиция учителя принципиально отличается от позиции воспитателя и родителя. По выражению Д. Б. Эльконина, в глазах ребенка учитель выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. Как отмечает И. У. Слободчиков с приходом в школу отношения «ребенок — взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок — учитель» и «ребенок — родители». Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок — учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками в семье и вне школы, отношение к самому себе. Система «ребенок — учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные, и неблагоприятные условия жизни ребенка.
Оценивающая деятельность учителя влияет на формирование мотивации достижения успехов и избегания неудач младшего школьника; на формирование самооценки учащегося; на место, роль и положение младшего школьника в системе взаимоотношений в коллективе; на отношения между учителем и учеником.
Оценка знаний отметками имеет стимулирующее значение и положительно влияет на успеваемость лишь в том случае, если она обоснована. Необходимость обоснования оценки ответов учащихся положительно влияет и на работу учителя: она повышает его ответственность за выставленную отметку, заставляет более внимательно выслушивать ответ ребенка, производя мысленный анализ ответа. Устное оценочное суждение должно быть высказано так, чтобы оно было понятно и полезно не только для ученика, к которому оно относится, но и для всего класса.
Роль учителя, работающего в режиме развития, должна заключаться в обязательном мотивировании оценки, а также в обеспечении условий для самооценки учеником своих достижений. Учитель начальных классов должен оценить резуль таты школьной деятельности учеников, а также научить их самих выносить объективную оценку результатам собственной деятельности и действий своих това рищей. П. А. Цукерман были получены экспериментальные данные о том, что совместно работающие младшие школьники гораздо лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, у них эффективнее формируются рефлексивные действия по сравнению с учащимися, обучающимися традиционным способом
Особенность подросткового возраста заключается в том, что подростки начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями чем на оценки, получаемые от родителей и учителей. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует его стремление к максимально объективной и точной отметке.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением чем-то выделиться. В связи с этим особую значимость приобретает индивидуальный подход к учащимся в оценочной деятельности учителя Он заключается в том, что учитель должен видоизменять приемы опроса и характеристики знаний в устном оценочном суждении в соответствии с индивидуальными
Особенностями ученика (робость, самоуверенность, способность думать быстро или медленно, сообразительность, дефекты речи) таким образом, чтобы опрос и оценка знаний принесли максимальную пользу подростку Поэтому необходимо выделить критерии индивидуальности, неповторимости и уникальности подрост- lea. его личностного отношения к учебной деятельности, что проявляется в потребностях, активности, целеустремленности, самооценке, критичности, гибкости и волевых усилиях (т. е. в составляющих мотивационной и эмоционально-волевой сфер {саморегуляции). Индивидуальный подход к учащимся в оценочной деятельности |учителя не означает отклонения от установленных норм оценки.
Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности: она стано- вится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в. старших классах — это •своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэто- | му здесь снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дисциплины на уроках. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связан- f ные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим [образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл I и становятся действенными.
В старшем школьном возрасте значимость педагогических оценок, предла- [ гаемых взрослыми людьми, вновь возрастает, и наряду с этим меняется их иерархия. Более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, |касающиеся знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения. Педаго- г гические оценки, получаемые от взрослых людей, в данном возрасте, как правило, преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки, получаемые со стороны.
В средних и старших классах средней школы хорошо работает рейтинговая система оценки знаний, которая предполагает оценку всех видов учебной деятельности учащихся на основе специально разработанной многобалльной оценочной шкалы. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе.
Вопросы и задания для самоконтроля
Дайте определение понятий «оценка», «отметка», «успеваемость».
В чем сущность ориентирующей и стимулирующей функций педагогической оценки?
Раскройте сущность комплексного характера стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании.
Дайте классификацию педагогической оценки по Б. Г. Ананьеву.
Охарактеризуйте отдельные виды педагогической оценки.
Определите условия эффективности педагогической оценки.
Назовите условия принятия учениками оценки.
Каковы особенности педагогического оценивания школьников в младшем школьном, подростковом и раннем юношеском возрасте?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46