logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте

Центральным новообразованием ранней юности часто признается профес­сиональное и личностное самоопределение (формирование образа желае­мой профессии и образа «идеального Я»). В качестве важнейших новообразо­ваний возраста также выделяется формирование мировоззрения, системы со­циальных установок и ценностных ориентаций, развитие самосознания.

Ранняя юность — период интенсивного развития мировоззрения молодых лю­дей. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения уникальным образом переплетаются с наивными, детскими представлениями. Юноша может не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Такая

противоречивость неудивительна, так как в это время идет активный поиск своей жизненной позиции.

Центральное место в формировании мировоззрения занимает решение важ­нейших социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни. Фактически каждый молодой человек пытается для себя ответить на вопрос, чему стоит посвятить свою жизнь. Кому удается сформиро­вать видение своей жизни и определить жизненную стратегию уже на этом этапе, тот вступит в период взрослости осознанно, с важными внутренними основания­ми для полноценной жизни. Насколько эти основания реализуются на практике, будет зависеть от способности перейти от «плана» к конкретным жизненным про­ектам и практическим делам.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной систе­мы ценностных ориентаций и социальных установок. Ценностные ориентации формируются под влиянием доминирующих социальных ценностей. Те социаль­ные ценности, которые юноша делает «своими», во многом будут определять его жизненные выборы и поведение.

Социальные установки определяют предрасположенность человека поступать определенным образом в конкретной жизненной ситуации. Эта готовность фор­мируется на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. В основе формирования социальных установок лежат потребности индивида и конкретные жизненные ситуации, в которых потребности удовлетворяются определенным об­разом. Когда одна и та же потребность многократно удовлетворяется одним и тем же образом, и формируется социальная установка. Поэтому можно говорить, что социальные установки определяют отношение и поступки юношей и девушек.

Важнейшее значение для всей жизни человека имеет становление самосо­знания в юношеском возрасте. Как отмечает И. С. Кон, «открытие своего внут реннего мира равнозначно для юноши настоящей коперниковской революции» (приводится по: Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М., 1982).

Развитие самосознания стимулируют вопросы, которые юноша задает себе: «Кто я?», «Какой я?», «К чему я стремлюсь?», «Как прожить достойную жизнь?», «Чему ее посвятить?» и т. д.

Самосознание представляет собой сложное психологическое явление, форми­руемое в течение всей жизни человека, и влияет на все аспекты существования

Самосознание- целостное представление человека о самом себе, выражающееся в эмоциональном отношении к самому себе, в само­оценке своей внешности, умственных, нравственных, эмоциональных, волевых качеств, в осознании своих достоинств и ограничений, на осно­ве чего формируется возможность саморазвития и самовоспитания.

В качестве компонентов самосознания выделяются:

  1. осознание своей тождественности;

  2. осознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

  3. осознание своих психических свойств и качеств;

  4. определенная система социально-нравственных самооценок.

Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего

«Я» является важнейшим психологическим процессом ранней юности. Оно про­исходит по нескольким направлениям

1. Открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я»; по­является чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества.

  1. Появляется осознание необратимости времени. Это заставляет юношу все­рьез задуматься о смысле жизни, своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты начинают вырисовываться возможные жизненные ва­рианты, между которыми предстоит сделать выбор. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения, «образ Я», стиль жизни, уровень притяза­ний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важные задачи самосознания.

  2. Формируется целостное представление о самом себе. Вначале осозна­ются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, при­влекательности, а затем уже качества своей личности. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способно­стей у юноши формируется самооценка.

Высокий уровень развития самосознания в раннем юношеском возрасте являет­ся важной основой для осознанного управления всей жизнью. Благодаря ему у моло­дых людей наблюдается сильная мотивация к саморазвитию и самовоспитанию.

Развитие познавательной сферы в ранней юности-

Для познавательной сферы старшеклассников свойственно: I п Дальнейшее развитие теоретического мышления, которое определяет «ин­теллектуализацию» других познавательных процессов. Как пишет И. С. Кон: «Раз­витие абстрактно-логического мышления означает появление не только нового интеллектуального качества, но и новой потребности. У подростков и юношей по­является непреодолимое тяготение к абстракции; теоретизирование становится насущной психологической потребностью» (приводится по: Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М., 1982).

а Развитие произвольной памяти, способности к осмысленному запоминанию.

о Противоречивость внимания, которое, с одной стороны, характеризуется большим объемом, распределением, концентрацией, а с другой — становится более избирательным в зависимости от преобладающих интересов.

о Направленность воображения на создание образов будущей жизни в раз­личных сферах.

Р. Стернберг считает, что когнитивное развитие в юности характеризуется:

    1. более эффективным использованием отдельных механизмов обработки информации, таких, как ее сохранение в памяти и перенос;

    2. развитием более сложных стратегий для различных типов решения задач;

  1. использованием более эффективных способов получения информации и ее хранением в символической форме;

  2. развитием исполнительских функций более высокого порядка, в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.

Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер в ранней юности.

На фоне достаточно бурного в эмоциональном плане подросткового возрас­та период ранней юности является менее эмоционально напряженным. В то же время для старшеклассников свойственны большая эмоциональная восприим­чивость к различным переживаниям, способность к обобщенным переживаниям (чувство юмора, чувство прекрасного и т. д.), потребность в сильных эмоциональ­ных привязанностях (юношеская дружба и любовь).

В ранней юности активно развиваются волевые качества. При этом инициатором этого развития чаще всего начинает выступать сам юноша (программы саморазви­тия, ведение дневника, большой интерес к самопознанию и испытанию себя).

Развитие мотивационной сферы идет по двум основным направлениям: про­фессиональному и личностному. В рамках первого направления у старшекласс­ников формируются мотивы учебной деятельности в связи с выбором профессии, что определяет сужение познавательных интересов, переориентацию с внешних оценок на внутренние. В личностном плане развитие мотивации связано с воз­никновением потребностей в близких дружеских связях, основанных на глубокой эмоциональной привязанности, в самопознании и саморазвитии.

Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Почему в юношеском возрасте личность наиболее активно, чем в другие воз­растные периоды, участвует в социальных процессах?

    2. Что определяет содержание социальной ситуации развития в раннем юноше­ском возрасте?

    3. Какие факторы определяют оптимальный выбор профессии старшеклассниками?

    4. В чем отличия учебной и учебно-профессиональной деятельности?

    5. Почему для юношей и девушек особое значение имеют дружеские отношения?

    6. Как психическое развитие молодых лкэдей зависит от взаимоотношений с про­тивоположным полом?

    7. Чем характеризуется развитие самосознания юношей, и как оно влияет на их жизнь?

    8. Каковы особенности познавательного, эмоционального и волевого развития старшеклассников? Какие мотивы у них доминируют?