2.1 Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка
Психоэмоциональная сфера - это область наших эмоций и чувств.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу [10, с. 19].
Важной чертой для внутреннего равновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы - поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести к тому, что взрослые начинают неверно понимать уровень их эмоциональной зрелости.
Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
В дошкольные годы одаренные дети являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений. Эгоцентризм - термин, данный нам Ж. Пиаже, - помогает понять качественные различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрения старших детей. Эгоцентризм у одаренных лишь проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления. Бурменская Г.В. называет это «односторонним восприятием» [10, с. 20].
Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.
Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.
Без эмоций нет никакой потребности. Радость во время интеллектуальной деятельности можно регистрировать. Целый ряд физиологических показателей свидетельствует о том, что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком мозга, занятым умственной работой, возбуждается, как правило, и цент положительных эмоций [9, с. 65].
Одаренным детям свойственно чувство неудовлетворенности, которое возникает тогда, когда полученные результаты оказываются хуже запланированных. Они стараются довести до совершенства начатое дело. Высокая критичность у одаренного ребенка может иметь место только в отношении предмета своих увлечений.
Эмоциональные одаренные дети нередко переживают острый внутренний конфликт, занимаются самоедством, испытывают тревогу и ощущают свою неполноценность.
Эмоциональные одаренные дети демонстрируют повышенную возбудимость нервной системы, что делает их чрезвычайно восприимчивыми и чувствительными, умеющими четко дифференцировать внешние стимулы, склонными к анализу и критически настроенными по отношению и к себе, и к другим.
Именно поэтому маленьких одаренных детей с повышенной эмоциональностью нередко называют «гиперактивными» и «часто отвлекающимися».
Повышенная чувствительность ко всему, что происходит вокруг, может быть нормальной реакцией одаренных детей. Однако им самим такие глубокие переживания могут казаться свидетельством того, что с ними что-то не так [17, с 93].
Наряду с интеллектуальными компонентами, одаренность включает и эмоциональный компонент. Сложная интеллектуальная деятельность неотделима от глубоких эмоций. Таким образом, одаренные дети не только думают не так, как другие дети, они и чувствуют по-другому.
Эмоциональность одаренных людей возникает не от того, что эти люди чувствуют больше, чем другие. Их эмоциональность является другим способом восприятия мира.
Одной из основных характеристик одаренности является интенсивность. Интенсивность не есть характеристика степени, это другой способ переживаний: ярких, острых, пронзительных, захватывающих, сложных, побуждающих к действиям, -- отражающий трепетность живого существа.
Интенсивность эмоций одаренного ребенка проявляется через разнообразные чувства, привязанности, сострадание, повышенное чувство своей ответственности, глубокий самоанализ.
Поскольку все перечисленные качества для одаренного ребенка являются нормой и начинают проявляться с самого раннего возраста, их нередко ошибочно объясняют эмоциональной незрелостью и не считают проявлениями богатой внутренней жизни. Интенсивность эмоций проявляется в силе чувств: позитивные чувства, отрицательные чувства, экстремальные проявления эмоций, сложные эмоции, смешанные чувства, смех и слезы одновременно [17, с.91]. Как у любого ребенка, у одаренного тоже могут возникать эмоциональные проблемы, связанные, например, с ссорами в семье или завышенными требованиями родителей по отношению к нему, с трудностями общения среди ровесников или неадекватной самооценкой.
Причиной эмоциональных переживаний может стать такая присущая одаренному черта, как повышенная критичность в отношении себя и других.
В работах Е.Л. Яковлевой эмоциональные реакции и состояния человека рассматриваются как проявления его индивидуальности, реализуя которую он развивает свои творческие возможности. В качестве основного принципа развития творческого потенциала автор выдвигает принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции ребенка, взрослые способствуют реализации его творческого потенциала [18, с. 24].
Дети творят мир вокруг, постоянно открывая для себя что-то новое в окружающем и в себе. Их жизнь переполнена «открытиями» и, по сути, почти всегда состоит из творческого поиска. Новое, неизведанное словно магнит притягивает одаренных детей. Удивление от встречи с ним сменяется сильным стремлением к познанию, а потом радостью «экспериментирования»: дети с удовольствием придумывают и опробывают разные способы действий с обнаруженным новым [18, с. 20].
- Введение
- Глава 1. Психология одаренности
- 1.1 Понятия одаренности, таланта и гениальности
- 1.2 История исследования одаренности
- Глава 2. Психологический портрет одаренного ребенка
- 2.1 Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка
- 2.2 Особенности познавательных психических процессов
- 2.3 Взаимоотношения с окружающими
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Одаренные дети
- Глава 1. Детская одаренность: определение понятии «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, портрет одаренного ребенка, социально-пихологический портрет одаренного ребенка.
- 6.Психологическое сопровождение одаренных детей.
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Категории одаренных детей
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Работа с одаренными детьми.
- 11.Психологические аспекты работы с одаренными детьми
- 11. Психологические аспекты работы с одаренными детьми.