2. Переход из начальной школы в среднюю
Переход из начальной школы в среднюю -- это рубеж 4-го и 5-го классов. 4-й класс -- достаточно спокойный период, когда уже все сложилось: учеба, оценки, взаимоотношения. Это период относительной стабильности, когда психолог может с успехом продолжать заниматься познавательным развитием детей. Именно из-за своей стабильности 4-й класс часто выпадает из поля зрения педагогов и психологов.
Но это необычайно важный этап жизни для ребенка, поскольку объективно заканчивается младший школьный возраст и его итогом являются глубокие изменения и позитивные преобразования в психике ребенка.
Младший школьный возраст является сензитивным:
-- для развития познавательных потребностей и интересов, для формирования мотивов учения;
-- для развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, так называемого «умения учиться»;
-- для формирования личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, формирования самооценки, самоконтроля и саморегуляции;
-- для усвоения социальных норм и завязывания прочных дружеских связей.
Все эти изменения происходят в рамках учебной деятельности, поскольку она в этом возрасте -- ведущая. Результатом изменений являются психологические новообразования, которые станут фундаментом для развития на следующем возрастном этапе.
Прежде всего у младшего школьника в центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Именно развитие словесно-логического мышления перестраивает все другие познавательные процессы. Овладение понятийным мышлением ведет к развитию рефлексии, анализа и внутреннего плана действий. Словесно-логическое мышление -- это первое новообразование, благодаря которому развивается рефлексия и внутренний план действий.
Второй важный момент -- в этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. От произвольности в ситуациях, связанных только с учебной деятельностью, ребенок переходит к произвольному регулированию общения и поведения, он становится способен руководствоваться нормами и правилами общения. Новый уровень произвольности -- это второе новообразование младшего школьного возраста.
Третье новообразование связанно с переходом к предметному обучению. Предметное обучение создает условия для развития новых познавательных потребностей и новых интересов. То есть, формируется новое познавательное отношение к действительности.
К концу младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. То есть, четвертое новообразование -- ориентация на группу сверстников.
Кроме позитивных новообразований появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса саме оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Таким образом, в переходный период психолог важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:
-- интеллектуальное развитие;
-- учебная мотивация;
-- поведенческая саморегуляция;
-- система отношений ребенка (самооценка, от ношение к другим людям);
-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.
- Адаптация детей в 5 классе
- 6. Рекомендации по организации работы с пятиклассниками и шестиклассниками в период адаптации в средней школе.
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- «Ваш ребёнок – пятиклассник»
- Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.
- § 2. Начало обучения в средних классах школы
- 43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе