43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
Теоретические и практические вопросы психологического сопровождения подростков рассматриваются в работах А.Г.Лидерса, Т.В. Драгуновой, И.С. Кона, И.В. Дубровиной, А.А. Реана, О.В. Хухлаевой и др.
Задачи психологического сопровождения напрямую связаны с особенностями возраста учащихся.
Подростковый период- период завершения детства, переходный от детства к взрослости.
В отечественной психологии этот период занимает промежуток от 10- 11 до 14-15 лет. Психологами выделяются несколько подпериодов подросткового возраста: младший подростковый возраст (10-11 лет); средний подростковый возраст (12-13 лет) и старший подростковый возраст (13- 15 лет).
Д.Б.Эльконин считал, что ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно- личностное общение со сверстниками- это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики подростка.
Л.С.Выготский первым в советской детской психологии выдвинул возникновение самосознания в качестве центрального новообразования всего подросткового периода.
Наряду с самосознанием, центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Работы Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой, И.В.Дубровиной и других психологов, изучавших процесс становления чувства взрослости, показали, что оно имеет огромное значение для формирования личности подростка, стимулируя его активность и помогая вхождению в новый, взрослый, мир, в новые ролевые отношения.
Как отмечает Д.Б.Эльконин, чувство взрослости - специфическая для подросткового возраста форма самосознания, социального по своему содержанию. Он выделяет несколько видов разной по содержанию взрослости детей: социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения.
Психологические новообразования возникают и в познавательной сфере.
В младшем подростковом возрасте формируется абстрактное, теоретическое мышление, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения.
Период 11-12 лет характеризуется также как этап возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для развития познавательных интересов.
В старшем подростковом возрасте наблюдаются особенно заметные количественные и качественные изменения в развитии мышления:
Продолжает развиваться теоретическое мышление; отдельные операции превращаются в единую целостную структуру.
Характерна способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому в подростковом возрасте отмечается возникновение интересов к философским проблемам, в т.ч. к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, обобщенный взгляд на мир, т.е. происходит становление мировоззрения.
3. Развивается самостоятельность мышления. Она проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки и особенно юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.
Активно развивается и воображение. В подростковом возрасте оно может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность.
Происходят изменения и в эмоционально- волевой сфере, личности подростка:
Снижается мотивация к обучению.
Растет нестабильность эмоциональной сферы, а также интенсивно переживаются новые глубокие чувства.
Интенсивно развивается личность ребенка, растут внутриличностные противоречия.
Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям, сверстникам. Социальная ситуация развития меняется: учащиеся переходят из начальной школы в среднюю, вследствие чего требуется работа психолога по адаптации к изменившейся ситуации.
Таким образом, актуальными задачами работы психолога с подростками становятся следующие.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов, в частности, развитие творческого мышления.
Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков, с целью повышения мотивации к обучению и снижения эмоциональной напряженности.
Коррекция сферы межличностных отношений подростков, развитие способностей диадического общения, расширение репертуара видов общения.
Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
Психологическая адаптация к условиям обучения в «средней» школе.
Раскроем подробнее реализацию последней задачи.
Адаптация детей к школе- процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому окружению, новым условиям жизнедеятельности (И.В.Дубровина. Рабочая книга школьного психолога)
Адаптация - не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (Битянова М.Р.) Исходя из этого, адаптированным будет ребенок «приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и др. потенциалов в данной ему новой педагогической среде. И цель психолого-педагогической деятельности - чтобы создать такие условия, такую среду, которая помогла бы каждому ребенку успешно развиваться и, следовательно, быть адаптированным в ней.
Факторы дезадаптации у пятиклассников (И.В.Дубровина):
-рассогласованность требований разных педагогов;
-отсутствие различий у педагогов между пятиклассниками и другими учащимися школы (разницы в требованиях);
-разнообразие темпа, особенностей речи, стилей преподавания учителей предметников;
-деиндивидуализация, обезличивание подхода педагога к школьникам - ощущение одиночества у детей;
- двойственность, противоречивость системы требований и отношений к пятиклассникам со стороны взрослых (одновременное и «овзросление» пятиклассников - считают, что они должны быть самостоятельными, организованными и подчеркивание их «детскости»).
- кризисный период, особенности состояния здоровья детей, трудности подросткового возраста и др.
Степени адаптации:
Пятиклассники (Безруких М.М., Ефимова С.П.)
Легкая - адаптация в течение 1-ой четверти, за время которой ребенок полностью привыкает и принимает новые требования учителей, имеет много друзей в классе, доброжелателен, спокоен, имеет хорошее настроение (приблизительно 56 % детей).
Средняя- когда лишь по истечении 1-го полугодия ребенок принимает новые требования, уменьшаются его трудности в усвоении школьной программы (приблизительно у 30 %).
Тяжелая- когда ребенок имеет негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, возможно, неусвоение школьной программы (приблизительно у 14 %).
Задачи адаптационного периода:
Для пятиклассников:
Адаптация к разнообразию требований;
Введение самоконтроля;
Выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки, акцент на полоролевое поведение;
Принятие новой позиции - ученик основной школы;
Формирование умения учиться в средней школе – развитие общеучебных навыков, мотивации учения и эмоционального отношения к нему (как выполнять д/з; за что ставится отметка; как подготовиться к контрольной; как проверять свою работу и т.д.) (И.В.Дубровина)
При реализации этой задачи психолог проводит диагностическую, развивающую и коррекционную работу. Этапы и содержание этой работы представлены подробно у Битяновой М. Р.
- Вопросы к государственному экзамену по психологии дли студентов фмиф
- 41. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии в образовательном учреждении.
- 43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
- 44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.
- 45. Профориентационная работа практического психолога образования.
- 47. Проблемы профессиональной деформации практического психолога.
- 48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач
- 36. Роль просветительских программ для учащихся. Оценка эффективности просветительских программ.
- 39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.