logo
Обзорные лк МИФ

43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.

Теоретические и практические вопросы психологического сопровождения подростков рассматриваются в работах А.Г.Лидерса, Т.В. Драгуновой, И.С. Кона, И.В. Дубровиной, А.А. Реана, О.В. Хухлаевой и др.

Задачи психологического сопровождения напрямую связаны с особенностями возраста учащихся.

Подростковый период- период завершения детства, переходный от детства к взрослости.

В отечественной психологии этот период занимает промежуток от 10- 11 до 14-15 лет. Психологами выделяются несколько подпериодов подросткового возраста: младший подростковый возраст (10-11 лет); средний подростковый возраст (12-13 лет) и старший подростковый возраст (13- 15 лет).

Д.Б.Эльконин считал, что ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно- личностное общение со сверстниками- это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики подростка.

Л.С.Выготский первым в советской детской психологии вы­двинул возникновение самосознания в качестве центрального новообразования всего подросткового периода.

Наряду с самосознанием, центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Работы Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой, И.В.Дубровиной и дру­гих психологов, изучавших процесс становления чувства взрослос­ти, показали, что оно имеет огромное значение для формирования личности подростка, стимулируя его активность и помогая вхож­дению в новый, взрослый, мир, в новые ролевые отношения.

Как отмечает Д.Б.Эльконин, чувство взрослости - специфическая для подросткового воз­раста форма самосознания, социального по своему содержанию. Он выделяет несколько видов разной по содержанию взрослости детей: социально-моральной, в интеллектуаль­ной деятельности и интересах, в романтических отношениях и ха­рактере развлечений, во внешнем облике и манере поведения.

Психологические новообразования возникают и в познавательной сфере.

В младшем подростковом возрасте формируется абстрактное, теоретическое мышление, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения.

Период 11-12 лет характеризуется также как этап возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для развития познавательных интересов.

В старшем подростковом возрасте наблюдаются особенно заметные количественные и качественные изменения в развитии мышления:

  1. Продолжает развиваться теоретическое мышление; отдельные операции превращаются в единую целостную структуру.

  2. Характерна способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому в подростковом возрасте отмечается возникновение интересов к философским проблемам, в т.ч. к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, обобщенный взгляд на мир, т.е. происходит становление мировоззрения.

3. Развивается самостоятельность мышления. Она проявляется в независимости вы­бора способа поведения. Подростки и особенно юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и по­лезным.

Активно развивается и воображение. В подростковом возрасте оно может пре­вратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность.

Происходят изменения и в эмоционально- волевой сфере, личности подростка:

  1. Снижается мотивация к обучению.

  2. Растет нестабильность эмоциональной сферы, а так­же интенсивно переживаются новые глубокие чувства.

  3. Интенсивно развивается личность ребенка, растут внутриличностные противоречия.

Особое внимание в психокоррекционной работе с под­ростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частно­сти его родителям, сверстникам. Социальная ситуация развития меняется: учащиеся переходят из начальной школы в среднюю, вследствие чего требуется работа психолога по адаптации к изменившейся ситуации.

Таким образом, актуальными задачами работы психолога с подростками становятся следующие.

  1. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов, в частности, разви­тие творческого мышления.

  2. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональ­ной сфер подростков, с целью повышения мотивации к обу­чению и снижения эмоциональной напряженности.

  3. Коррекция сферы межличностных отношений под­ростков, развитие способностей диадического общения, расширение репертуара видов общения.

  4. Коррекция и развитие личности подростка, сниже­ние внутриличностных противоречий.

  5. Психологическая адаптация к условиям обучения в «средней» школе.

Раскроем подробнее реализацию последней задачи.

Адаптация детей к школе- процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому окружению, новым условиям жизнедеятельности (И.В.Дубровина. Рабочая книга школьного психолога)

Адаптация - не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (Битянова М.Р.) Исходя из этого, адаптированным будет ребенок «приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и др. потенциалов в данной ему новой педагогической среде. И цель психолого-педагогической деятельности - чтобы создать такие условия, такую среду, которая помогла бы каждому ребенку успешно развиваться и, следовательно, быть адаптированным в ней.

Факторы дезадаптации у пятиклассников (И.В.Дубровина):

-рассогласованность требований разных педагогов;

-отсутствие различий у педагогов между пятиклассниками и другими учащимися школы (разницы в требованиях);

-разнообразие темпа, особенностей речи, стилей преподавания учителей предметников;

-деиндивидуализация, обезличивание подхода педагога к школьникам - ощущение одиночества у детей;

- двойственность, противоречивость системы требований и отношений к пятиклассникам со стороны взрослых (одновременное и «овзросление» пятиклассников - считают, что они должны быть самостоятельными, организованными и подчеркивание их «детскости»).

- кризисный период, особенности состояния здоровья детей, трудности подросткового возраста и др.

Степени адаптации:

Пятиклассники (Безруких М.М., Ефимова С.П.)

Легкая - адаптация в течение 1-ой четверти, за время которой ребенок полностью привыкает и принимает новые требования учителей, имеет много друзей в классе, доброжелателен, спокоен, имеет хорошее настроение (приблизительно 56 % детей).

Средняя- когда лишь по истечении 1-го полугодия ребенок принимает новые требования, уменьшаются его трудности в усвоении школьной программы (приблизительно у 30 %).

Тяжелая- когда ребенок имеет негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, возможно, неусвоение школьной программы (приблизительно у 14 %).

Задачи адаптационного периода:

Для пятиклассников:

При реализации этой задачи психолог проводит диагностическую, развивающую и коррекционную работу. Этапы и содержание этой работы представлены подробно у Битяновой М. Р.