logo
Обзорные лк МИФ

48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач

В ходе профессиональной деятельности психологу часто приходится решать профессиональные задачи в сотрудничестве с другими специалистами.

Одной из таких задач является организация сопровождения детей с нарушениями в развитии.

Психологическое сопровождение детей с нару­шениями в развитии направлено на создание комплексной системы клинико-психологических, психоло­го-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной их адаптации, реабилитации и личностному росту в социу­ме (школе, семье, медицинском учреждении и пр.)( И.И. Мамайчук).

В организации сопровождения детей с задержкой психического развития участвуют: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, педагог-дефектолог, врач-психиатр или врач-невропатолог, учитель- дефектолог, логопед, социальные работники.

Следует выделить основные этапы процесса психологического со­провождения.

Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

  1. установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

2)определение объема работы и последовательности процесса со­провождения;

  1. подготовка необходимой документации;

  2. составление графика работы.

Психолог в своем общении с другими специалистами обязательно должен объяснить им цели психологического сопровождения, расска­зать об актуальном и потенциальном уровне развития ребенка. Кроме того, на этом этапе психолог уточняет диагноз, форму ЗПР, получает информацию о лечении, обучении ребенка, просит коллег высказать свое мнение о ребенке. Получение этой дополнительной информации крайне необходимо не только психологу. На подготовительном этапе врачи и педагоги, контактируя с психологом, также получают от него полезную информацию, позволяющую им составить более точное представление о диагнозе и характере клинических проявлений ЗПР.

Ориентировочный этап включает в себя следующие задачи:

  1. ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;

  2. совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.

Этап планирования содержит в себе:

  1. создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;

  2. утверждение этой программы со всеми специалистами, работа­ющими с ребенком.

Этап реализации индивидуальной программы включает в себя сле­дующие задачи:

1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с задержкой в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения обра­зовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;

Оказание необходимой психологической помощи родителям ре­бенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межлично­стных отношений с ним, оптимизации воспитательного процесса;

  1. Научно-просветительская и консультативная работа с педагога­ми, педагогами-дефектологами, логопедами, воспитателями и други­ми специалистами, работающими с ребенком.

Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендация­ми по поводу дальнейшей деятельности ребенка (дополнительных коррекционных занятий, продолжении обучения в коррекционном или другом классе, обучении в школе с профессиональной ориентацией или получении профессионального образования и пр.).

Для регламентации деятельности специалистов в процессе психо­логического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключать договора между специалистами, что является позитивным на­чалом, но не отражает содержательной стороны деятельности каждо­го специалиста в отношении конкретного ребенка. Целесообразным может быть ведение дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психиче­ского состояния и развития познавательных процессов и личности ре­бенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психоло­гическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Соответственно каждый специалист описывает динамику статуса ре­бенка (клинического, логопедического и пр.). Дневник обязательно должен храниться у психолога. Такая форма работы позволяет просле­дить не только динамику изменений ребенка в процессе сопровожде­ния, но и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия спе­циалистов во время его сопровождения.