48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач
В ходе профессиональной деятельности психологу часто приходится решать профессиональные задачи в сотрудничестве с другими специалистами.
Одной из таких задач является организация сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии направлено на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной их адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школе, семье, медицинском учреждении и пр.)( И.И. Мамайчук).
В организации сопровождения детей с задержкой психического развития участвуют: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, педагог-дефектолог, врач-психиатр или врач-невропатолог, учитель- дефектолог, логопед, социальные работники.
Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
2)определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
подготовка необходимой документации;
составление графика работы.
Психолог в своем общении с другими специалистами обязательно должен объяснить им цели психологического сопровождения, рассказать об актуальном и потенциальном уровне развития ребенка. Кроме того, на этом этапе психолог уточняет диагноз, форму ЗПР, получает информацию о лечении, обучении ребенка, просит коллег высказать свое мнение о ребенке. Получение этой дополнительной информации крайне необходимо не только психологу. На подготовительном этапе врачи и педагоги, контактируя с психологом, также получают от него полезную информацию, позволяющую им составить более точное представление о диагнозе и характере клинических проявлений ЗПР.
Ориентировочный этап включает в себя следующие задачи:
ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.
Этап планирования содержит в себе:
создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;
утверждение этой программы со всеми специалистами, работающими с ребенком.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи:
1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с задержкой в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;
Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений с ним, оптимизации воспитательного процесса;
Научно-просветительская и консультативная работа с педагогами, педагогами-дефектологами, логопедами, воспитателями и другими специалистами, работающими с ребенком.
Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по поводу дальнейшей деятельности ребенка (дополнительных коррекционных занятий, продолжении обучения в коррекционном или другом классе, обучении в школе с профессиональной ориентацией или получении профессионального образования и пр.).
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключать договора между специалистами, что является позитивным началом, но не отражает содержательной стороны деятельности каждого специалиста в отношении конкретного ребенка. Целесообразным может быть ведение дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Соответственно каждый специалист описывает динамику статуса ребенка (клинического, логопедического и пр.). Дневник обязательно должен храниться у психолога. Такая форма работы позволяет проследить не только динамику изменений ребенка в процессе сопровождения, но и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.
- Вопросы к государственному экзамену по психологии дли студентов фмиф
- 41. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии в образовательном учреждении.
- 43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
- 44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.
- 45. Профориентационная работа практического психолога образования.
- 47. Проблемы профессиональной деформации практического психолога.
- 48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач
- 36. Роль просветительских программ для учащихся. Оценка эффективности просветительских программ.
- 39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.