41. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии в образовательном учреждении.
Дети с нарушениями в развитии- дети, у которых серьезный дефект психического или физического развития приводит к нарушению общего хода развития, вследствие чего они нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания (Б. П. Пузанов, В. А. Лапшин).
Среди детей с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе могут обучаться дети с задержкой психического развития, с легкими нарушениями речи, слуха, зрения.
Вопросами психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в образовательном учреждении занимались У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, О.В. Защиринская, М.Н. Ильина, И.И. Мамайчук, Н.В. Бабкина и др.
Важнейшими задачами психологического сопровождения детей с нарушениями развития являются:
-выявление индивидуальных психолого- педагогических особенностей ребенка;
-разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
-помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
-определение оптимального педагогического маршрута ребенка.
Диагностическое направление работы с детьми, имеющими нарушения развития, включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.
На основании диагностических данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно- педагогического процесса.
Психологическое обследование включает в себя следующие аспекты:
сенсорно-перцептивная сфера (восприятие цвета, формы, величины, ориентация в пространстве, в том числе ориентацию в схеме тела и лица);
познавательные процессы (психологические особенности памяти, внимания, мышления);
эмоционально-волевая и личностная сфера (уровень тревожности, конфликтности, расторможенности, импульсивности, произвольность психических процессов; психологические особенности мотивации деятельности и др.);
адекватность поведения и эмоционального реагирования;
коммуникативные навыки и общение (контактность, навыки общения в коллективе детей, с взрослыми);
При диагностике детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития используются методики, разработанные С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамной, У.В. Ульенковой и др.
Для детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста используется психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности Л. И. Переслени; методики М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе (Н.В. Бабкина, 2005).
Основной целью коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими ЗПР, является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психической деятельности и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом является учет степени и тяжести ЗПР. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому работа должна быть направлена на развитие познавательных мотивов учения. У детей с ЗПР церебрально- органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно- пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим, работа может быть направлена на формирование этих процессов, на развитие самоконтроля и регуляции деятельности.
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важно координировать деятельность всех специалистов, работающих с детьми.
Направления психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР (Н.И. Гуткина, Н.В. Бабкина, И.И. Мамайчук):
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
-расширение кругозора и словарного запаса ребенка;
-развитие ориентации в пространстве;
-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
-развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
-развитие мелкой и крупной моторики;
-развитие фонематического слуха.
Раскроем некоторые направления.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных навыков, проявляющийся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка; профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т. п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения.
Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Программа занятий по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей, формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки, конспекты занятий и методические рекомендации по их проведению представлены Н.П. Слободяник (2003), Т.Н. Павлий (1997).
Работа психолога по формированию навыков общения у детей с ЗПР представлена О.В. Залесской (2004).
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, разработанной психолого- медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях: умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельсти, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.
Особое внимание должно уделяться пробуждению у ребенка осознанию собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.
Программа по формированию саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР предложена Бабкиной Н.В., Росиной Н.Л. Программу формирования саморегуляции у детей дошкольного возраста разработана Кисовой В.В. (на основе продуктивных видов деятельности), Левицкой Ю.Л., Аксеновой Е.Б.
- Вопросы к государственному экзамену по психологии дли студентов фмиф
- 41. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии в образовательном учреждении.
- 43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
- 44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.
- 45. Профориентационная работа практического психолога образования.
- 47. Проблемы профессиональной деформации практического психолога.
- 48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач
- 36. Роль просветительских программ для учащихся. Оценка эффективности просветительских программ.
- 39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.