logo
Обзорные лк МИФ

44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.

Вопросы психологического сопровождения старшеклассников рассматривали И.В.Дубровина, И.С. Кон, О.Н. Истратова, О.В. Хухлаева и др.

Организация психологического сопровождения направлена на реализацию возрастных задач развития юношества.

Дадим краткую характеристику этого периода.

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека.

Социальный ситуация юношества неоднородна. Юность - завер­шающий этап первичной социализации. Подавляющее большин­ство юношей и девушек еще учащиеся, но есть и те, кто уже работает. Расширяется диапазон общественно-поли­тических ролей и связанных с ними интересов и ответственности: в 14 лет юноши и девушки получают паспорт, в 18 - активное избирательное право.

В психологических периодизациях Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно- профессиональная деятельность.

Д.И.Фельдштейн в качестве ведущей деятельности определяет труд и учение.

И.В.Дубровина говорит о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.

Это связано с тем, что в юношеском резко меняется внутренняя позиция- в отношении к будущему. Если подросток, по Л.И.Божович, смотрит в будущее с позиции настоящего, то юноша- старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта- будущее становится главным измерением. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив- «аффективный центр» жизни юноши. В юности предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.

Центральными психологическими новообразованиями юношеского периода считаются:

- Личностное самоопределение (представления о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям; моральные принципы и убеждения; умение анализировать собственный жизненный опыт, умение наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку);

-Профессиональное самоопределение.

Среди новообразований в когнитивной сфере выделяются следущие.

1. Прогрессирующее развитие теоретического мышления. Усваиваются многие научные понятия и учащиеся пользуются ими для решения задач. Одновременно продолжается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

2. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования. Для юношей становится характерным установление сложных причинно- следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

3. Развитие интеллекта в юношеском возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего- то нового.

Работа над формированием данных психологических образований и составляет центральную задачу психологического сопровождения лиц юношеского возраста.

В связи с этим, задачами психологического сопровождения являются:

  1. Активное развитие интеллектуальных способно­стей учащихся, формирование у них теоретического мышления, творческих способностей.

  2. Расширение сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитие способностей диадического общения.

  3. Психологическое сопровождение профессионального самоопределе­ния учащихся.

  4. Адаптация учащихся к обучению в старших классах школы.

Рассмотрим более подробно реализацию одной из задач.