44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.
Вопросы психологического сопровождения старшеклассников рассматривали И.В.Дубровина, И.С. Кон, О.Н. Истратова, О.В. Хухлаева и др.
Организация психологического сопровождения направлена на реализацию возрастных задач развития юношества.
Дадим краткую характеристику этого периода.
В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека.
Социальный ситуация юношества неоднородна. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, но есть и те, кто уже работает. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности: в 14 лет юноши и девушки получают паспорт, в 18 - активное избирательное право.
В психологических периодизациях Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно- профессиональная деятельность.
Д.И.Фельдштейн в качестве ведущей деятельности определяет труд и учение.
И.В.Дубровина говорит о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.
Это связано с тем, что в юношеском резко меняется внутренняя позиция- в отношении к будущему. Если подросток, по Л.И.Божович, смотрит в будущее с позиции настоящего, то юноша- старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта- будущее становится главным измерением. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив- «аффективный центр» жизни юноши. В юности предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.
Центральными психологическими новообразованиями юношеского периода считаются:
- Личностное самоопределение (представления о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям; моральные принципы и убеждения; умение анализировать собственный жизненный опыт, умение наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку);
-Профессиональное самоопределение.
Среди новообразований в когнитивной сфере выделяются следущие.
1. Прогрессирующее развитие теоретического мышления. Усваиваются многие научные понятия и учащиеся пользуются ими для решения задач. Одновременно продолжается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
2. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования. Для юношей становится характерным установление сложных причинно- следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.
3. Развитие интеллекта в юношеском возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего- то нового.
Работа над формированием данных психологических образований и составляет центральную задачу психологического сопровождения лиц юношеского возраста.
В связи с этим, задачами психологического сопровождения являются:
Активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них теоретического мышления, творческих способностей.
Расширение сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитие способностей диадического общения.
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.
Адаптация учащихся к обучению в старших классах школы.
Рассмотрим более подробно реализацию одной из задач.
- Вопросы к государственному экзамену по психологии дли студентов фмиф
- 41. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии в образовательном учреждении.
- 43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
- 44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.
- 45. Профориентационная работа практического психолога образования.
- 47. Проблемы профессиональной деформации практического психолога.
- 48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач
- 36. Роль просветительских программ для учащихся. Оценка эффективности просветительских программ.
- 39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.