logo
Обзорные лк МИФ

39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.

Развивающие занятия могут быть направлены на познаватель­ное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-лич­ностных состояний, структурирования мышления, активизации па­мяти, речи, регуляции психомоторных функций.

Программы коррекции и развития обычно включают психологиче­скую и педагогическую части.

Психологическая часть развития и коррекции планируется и осу­ществляется психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологических ре­комендаций совместно психологом и воспитателем, учителем, класс­ным руководителем, директором образовательного учреждения, ро­дителями — в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоян­ным наблюдением практического психолога.

Ведущими принципами проектирования развивающих программ являются принципы:

  1. «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

  2. системности коррекционных, профилактических и разви­вающих задач;

  3. единства диагностики и коррекции;

  4. деятельностный принцип развития;

  1. комплексности методов психологического воздействия;

  2. активного привлечения ближайшего социального окруже­ния ребенка к участию в развивающей программе.

Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей ребенка согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповто­римости конкретного пути развития каждой личности — с другой. «Нормативность» развития следует понимать как последова­тельность закономерно сменяющих друг друга, генетически пре­емственных возрастов — возрастных стадий онтогенетического развития. Этот принцип постулирует существование возрастной нормы развития как своеобразного эталона возраста, включающе­го возможность и необходимость существования типологии инди­видуальных траекторий развития в рамках заданного норматив­ного пространства.

Развивающая программа никоим образом не должна являться программой «усреднения», «обезличивания» или «унификации» детской личности, а напротив, через оптими­зацию условий развития и предоставление ребенку возможностей адекватной широкой ориентировки в смыслах проблемных си­туаций в сотрудничестве со взрослым создавать максимальные возможности для индивидуализации пути его развития и утверж­дения его «самости».

В практике психологической работы нередко приходится стал­киваться со случаями предъявления родителями или педагогами завышенных требований к ребенку, не учитывающих его возрастно-психологических и индивидуально-личностных осо­бенностей. Стратегия работы психолога в случае неадекватности требований и ожиданий к ребенку направлена на формирование адекватного образа ребенка и системы требований, разумно обоснованной его возрастными и индивидуально-лич­ностными особенностями.

Принцип системности коррекционных, профилактических и раз­вивающих задач задает необходимость их определения в любой развивающей программе. Системность задач отражает взаимо­связанность развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность, т.е. неравномерность их развития. Развитие разных сторон психической деятельности ребенка, таким образом, может соответствовать уровню благополучия, соответствующего «норме» развития; уров­ню «риска», т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития; уровню актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. В этом факте находит отражение закон неравномернос­ти, гетерохронности развития.

Таким образом, цели и задачи любой развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней — коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профи­лактического (предупреждение отклонений и трудностей в раз­витии) и развивающего (оптимизация, стимулирование, амплифи­кация и обогащение содержания развития).

Деятельностный принцип развития исходит из теории психи­ческого развития ребенка, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является по­ложение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

Развивающее воздействие всегда осуществляется в контекс­те той или иной предметно-осмысленной деятельности ребенка, ориентируя активность ребенка и управляя ей. Базовыми «модельными» видами деятельности, т.е. видами деятельности, позволяющими развернуть ориентировочную деятельность во всей полноте ее компонентов, для развивающей и коррекционной работы в детском возрасте выступают игровая деятельность и в первую очередь сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста; изобразительная деятельность (рисование, лепка), восприятие произведений искусства — художественной литературы, музыки, живописи; личностно-ориентированные формы общения со взрослыми и сверстниками — внеситуативно-личностное и внеси­туативно-познавательное общение, учебная деятельность.

При выборе той или иной базовой для решения развивающих задач модельной деятельности следует принимать во вни­мание такие обстоятельства, как уровень сформированности раз­личных видов деятельности у ребенка, особенности мотивации, организационные условия проведения коррекции.

Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее «прозрачных» и очевидных принципов построения развиваюшей программы, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, тех­ник и приемов из арсенала практической детской психологии.

Диапазон методов, используемых в практике работы с деть­ми, широк и разнообразен. Комплекс методов включает в себя: метод игровой коррекции (игротерапию); методы, основанные на использовании креативных творческих процессов — арттерапию в различных ее видах (рисуночную терапию, музыкотерапию, библиотерапию с последующей драматизацией сказок и историй, творческое сочинение); методы модификации поведения (пове­денческий тренинг, метод систематической десенсибилизации, метод «жетонов» и др.). Выбор конкретных методов определяется в зависимости от целей и задач программы оказания психологической помощи, возрастных и ин­дивидуальных особенностей детей и организационных условий реализации программы коррекции.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окру­жения к работе с ребенком определяется той ролью, которую играют семья, детский сад, школа, ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.

Важными задачами работы с родителями в процессе развивающей работы являются информирование их об особенностях развития ребенка, разработка конкретных психолого-педагогических рекомен­даций.

23