logo
Обзорные лекции

Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.

Задачи: раскрыть понятия адаптация и дезадаптация, определить факторы обуславливающие школьную дезадаптацию при переходе из начальной школы в средний класс, выделить внутренние и внешние факторы дезедаптации пятиклассников, охарактеризовать психологическую и социальную ситуацию развития детей данной возрастной группы.

Примерное содержание: Социальная адаптация. Социальная дезадаптация, школьная дезадаптация. Внутренние и внешние факторы дезадаптации пятиклассников, социальная ситуация развития, новообразования данного возраста, критерии «группы риска» по дезадаптации в пятом классе, ведущий вид деятельности, работа школьного психолога по профилактике и коррекции дезадаптации пятиклассников.

Самостоятельная организация практической работы: составить план работы школьного психолога по профилактике и коррекции школьной дезадаптации при переходе из начального в среднее звено.

Рекомендуемая литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова. – М. : Акад. проект, 2001. – 332с.

  2. Дарвин О. Б. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов по напр. и спец. 03100 «Педагогика и психология» / под ред. В. С. Клочко. – М. : Владос-Пресс; ИМП3, 2003. – 264с.

  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология : Развитие ребенка от рождения до 17 лет : учебник. – М. : УРАО, 1997. – 354с.

  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебн. пособие для студентов по пед. спец. / В. С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М. : Academia, 2002. – 453 с.

  5. Фридман Л. Н. Психология детей и подростков : справ. для учителей и воспитателей. – М. : Изд-во Ин-та Психотер., 2003. – 479с.