logo
Обзорные лекции

Тема 12. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии.

Задачи: рассмотреть критерии развития. Изучить факторы психического развития. Определить влияние социальных условий, места человека в системе обусловленных отношений. Рассмотреть влияние социальных процессов на человека как социальную единицу и личность. Определить движущие силы и условия развития ребенка. Рассмотреть культурно-историческую теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Примерное содержание: Категории развития. Факторы психического развития (наследственность среда и активность, общение и воспитание, биогенные и социогенно-нравственные). Влияние социальных условий. Место человека в системе обусловленных отношений. Влияние социальных процессов на человека как социальную единицу и личность.

Движущие силы и условия развития ребенка. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Самостоятельная организация практической работы: рассмотреть позиции основных психологических школ по данному вопросу (гуманистическая психология, бихевиоризм, психоанализ).

Рекомендуемая литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова. – М. : Акад. проект, 2001. – 332с.

  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебн. пособие для студентов по пед. спец. / В. С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М. : Academia, 2002. – 453 с.