Тема 9. Характеристика, виды и функции эмоций и чувств.
Задачи: дать характеристику понятий «эмоций» и «чувств». Определить виды и формы эмоциональных состояний. Раскрыть понятие «аффект» и «стресс», «дистресс», «фрустрация», «эмпатия», «депрессия», «амбивалентность». Дать наиболее приемлемую классификацию психических состояний.
Примерное содержание: Виды, формы эмоциональных состояний. Механизмы возникновения эмоций. Функции эмоций. Характеристика эмоций. Теории эмоций: В. Вундта, В. Джемса – Д. Ланге, Ч. Дарвина. Эмоции и деятельность. Закон Йеркса-Додсона. Информационная теория эмоций П. Симонова. Понятия «аффект», «стресс», «дистресс», «фрустрация», «эмпатия», «депрессия», «амбивалентность», их содержание. Характеристика психических состояний. Классификация психических состояний. Классификация аффективных психических состояний. Чувства. Формы, виды, функции чувств. Динамика чувств субъекта. Высшие чувства. Анатомо-физиологическая основа эмоциональных процессов. Диагностика эмоциональной сферы человека
Самостоятельная организация практической работы: на уроках психологии со школьниками продиагностировать эмоциональную сферу человека.
Рекомендуемая литература:
-
Айсмонтас Б. Б. Общая психология : схемы / Б. Б. Айсмонтас. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 287с.
-
Гамезо М. В. Атлас по психологии : информ. – метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебное пособие / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Просвещение, 1986.- 272с.
-
Немов Р. С. Общая психология : учеб. для образоват. учреждений сред. проф. образования по спец. пед. и соц. – экон. профилей / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 396с.
- Обзорные лекции
- Тема 1. Психология как наука. Соотношение с другими науками. Разделы и методы психологии.
- Тема 2. Психологические основы развивающего обучения.
- Тема 3. Основные этапы развития отечественной психологической науки.
- Тема 4. Основные направления зарубежной психологии.
- Тема 5. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства и методы диагностики.
- Тема 6. Внимание и память, их характеристика. Диагностика уровня развития внимания и памяти.
- Тема 7. Мышление и воображение, их характеристика. Мыслительные операции. Диагностика уровня интеллектуального развития.
- Тема 8. Темперамент и характер: психологические теории темперамента, структура и качества характера.
- Тема 9. Характеристика, виды и функции эмоций и чувств.
- Тема 10. Способности и одаренность, виды, уровни развития. Диагностика общих, специальных и творческих способностей.
- Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.
- Тема 12. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии.
- Тема 13. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте и в раннем детстве. Его диагностика.
- Тема 14. Возрастные кризисы и их характеристика, составляющие кризиса.
- Тема 15. Психические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика. Адаптация детей к обучению в школе.
- Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.
- Тема 17. Общая характеристика подросткового возраста. Диагностика подростков. Акцентуации характера и их диагностика.
- Тема 18. Психическое развитие в юношеском возрасте, работа психолога со старшими школьниками. Психодиагностика старших школьников.
- Тема 19. Понятие «личности» в психологии. Структура личности. Методы диагностики.
- Тема 20. Психология семьи, функции, этапы и кризисы семьи, классификация и проблемы семьи.
- Тема 21. Социальные группы, их классификация и признаки. Дифференциация и интеграция в группах и коллективах.
- Тема 22. Психология общения. Содержание, цели, формы и функции общения. Влияние группы на личность.
- Тема 23. Психологические особенности педагогического коллектива и педагогической деятельности учителя, их диагностика.
- Тема 24. Особенности и виды аномального развития.
- Тема 25. Процесс и технология ведения беседы в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.
- Тема 26. Содержательные блоки и этапы социально психологического тренинга.
- Тема 27. Методы активной социально-психологической работы практического психолога.
- Тема 28. Понятие, структура, динамика разрешения конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
- Тема 29. Психологическая коррекция: виды, формы, психологические подходы к проблеме коррекции психического развития.
- Тема 30. Основные понятия, характеризующие психологический эксперимент, его виды.
- Тема 31. Основные виды деятельности и формы работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.
- Тема 32. Психолого-педагогический консилиум (ппк) и психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк) в работе школьного психолога.
- Тема 33. Психология гендерных различий и функциональная ассиметрия полушарий.
- Тема 34. Основные направления работы практического психолога с родителями учащихся. Диагностика семьи и семейного воспитания.