Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.
Задачи: рассмотреть определение понятия «переодизация психического развития». Определить критерии периодизаций психического развития. Изучить периодизации З. Фрейда, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, П.П. Блонского, Э. Эриксона, ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Ш. Бюлер. Рассмотреть понятие «хронологический», «биологический», «социальный» и «психологический» возраст. Определить роль деятельности в психическом развитие ребенка (С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева). Рассмотреть проблемы ведущей деятельности.
Примерное содержание: Понятие периодизации психического развития. Критерии периодизаций психического развития. Периодизация З. Фрейда и развитие личности. Периодизация П.П. Блонского. Механизмы приспособления и результаты развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Понимание психического развития в школе Ж. Пиаже. Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации: понятия «возраст», «социальная ситуация развития», «новообразование», «кризис» в психическом развитии. Основные принципы генетического исследования психического развития. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Основные структурные компоненты психологического возраста. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Проблема ведущей деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина и ее значение для детской психологии и педагогики. Социально-психологическая теория становления индивида как личности А.В.Петровского. Примеры периодизаций психического развития от рождения до старости (Ш. Бюлер).
Самостоятельная организация практической работы: самостоятельно провести анализ концепции возрастных периодизаций личности отечественных и зарубежных авторов.
Рекомендуемая литература:
-
Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова. – М. : Акад. проект, 2001. – 332с.
-
Гамезо М. В. Атлас по психологии : Информ. – метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебник / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 324с.
-
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебн. пособие для студентов по пед. спец. / В. С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М. : Academia, 2002. – 453 с.
- Обзорные лекции
- Тема 1. Психология как наука. Соотношение с другими науками. Разделы и методы психологии.
- Тема 2. Психологические основы развивающего обучения.
- Тема 3. Основные этапы развития отечественной психологической науки.
- Тема 4. Основные направления зарубежной психологии.
- Тема 5. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства и методы диагностики.
- Тема 6. Внимание и память, их характеристика. Диагностика уровня развития внимания и памяти.
- Тема 7. Мышление и воображение, их характеристика. Мыслительные операции. Диагностика уровня интеллектуального развития.
- Тема 8. Темперамент и характер: психологические теории темперамента, структура и качества характера.
- Тема 9. Характеристика, виды и функции эмоций и чувств.
- Тема 10. Способности и одаренность, виды, уровни развития. Диагностика общих, специальных и творческих способностей.
- Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.
- Тема 12. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии.
- Тема 13. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте и в раннем детстве. Его диагностика.
- Тема 14. Возрастные кризисы и их характеристика, составляющие кризиса.
- Тема 15. Психические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика. Адаптация детей к обучению в школе.
- Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.
- Тема 17. Общая характеристика подросткового возраста. Диагностика подростков. Акцентуации характера и их диагностика.
- Тема 18. Психическое развитие в юношеском возрасте, работа психолога со старшими школьниками. Психодиагностика старших школьников.
- Тема 19. Понятие «личности» в психологии. Структура личности. Методы диагностики.
- Тема 20. Психология семьи, функции, этапы и кризисы семьи, классификация и проблемы семьи.
- Тема 21. Социальные группы, их классификация и признаки. Дифференциация и интеграция в группах и коллективах.
- Тема 22. Психология общения. Содержание, цели, формы и функции общения. Влияние группы на личность.
- Тема 23. Психологические особенности педагогического коллектива и педагогической деятельности учителя, их диагностика.
- Тема 24. Особенности и виды аномального развития.
- Тема 25. Процесс и технология ведения беседы в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.
- Тема 26. Содержательные блоки и этапы социально психологического тренинга.
- Тема 27. Методы активной социально-психологической работы практического психолога.
- Тема 28. Понятие, структура, динамика разрешения конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
- Тема 29. Психологическая коррекция: виды, формы, психологические подходы к проблеме коррекции психического развития.
- Тема 30. Основные понятия, характеризующие психологический эксперимент, его виды.
- Тема 31. Основные виды деятельности и формы работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.
- Тема 32. Психолого-педагогический консилиум (ппк) и психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк) в работе школьного психолога.
- Тема 33. Психология гендерных различий и функциональная ассиметрия полушарий.
- Тема 34. Основные направления работы практического психолога с родителями учащихся. Диагностика семьи и семейного воспитания.