logo
Обзорные лекции

Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.

Задачи: рассмотреть определение понятия «переодизация психического развития». Определить критерии периодизаций психического развития. Изучить периодизации З. Фрейда, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, П.П. Блонского, Э. Эриксона, ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Ш. Бюлер. Рассмотреть понятие «хронологический», «биологический», «социальный» и «психологический» возраст. Определить роль деятельности в психическом развитие ребенка (С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева). Рассмотреть проблемы ведущей деятельности.

Примерное содержание: Понятие периодизации психического развития. Критерии периодизаций психического развития. Периодизация З. Фрейда и развитие личности. Периодизация П.П. Блонского. Механизмы приспособления и результаты развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Понимание психического развития в школе Ж. Пиаже. Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации: понятия «возраст», «социальная ситуация развития», «новообразование», «кризис» в психическом развитии. Основные принципы генетического исследования психического развития. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Основные структурные компоненты психологического возраста. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Проблема ведущей деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина и ее значение для детской психологии и педагогики. Социально-психологическая теория становления индивида как личности А.В.Петровского. Примеры периодизаций психического развития от рождения до старости (Ш. Бюлер).

Самостоятельная организация практической работы: самостоятельно провести анализ концепции возрастных периодизаций личности отечественных и зарубежных авторов.

Рекомендуемая литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова. – М. : Акад. проект, 2001. – 332с.

  2. Гамезо М. В. Атлас по психологии : Информ. – метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебник / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 324с.

  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебн. пособие для студентов по пед. спец. / В. С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М. : Academia, 2002. – 453 с.