logo
Обзорные лекции

Тема 3. Основные этапы развития отечественной психологической науки.

Задачи: рассмотреть этапы становления и тенденции развития отечественной психологии.

Примерное содержание: Становление и тенденции развития отечественной психологии. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. Положение психологии в России после революционного переворота (1917г.). Проблема методологической перестройки психологии на базе материалистической философии. Педология и психотехника. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология М.Я.Басова). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Становление деятельностного подхода. Психология С.Л. Рубинштейна. Теория формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Психология установки Д.Н. Узнадзе. Теоретические дискуссии 50-х- 70-х г.г. (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов) ХХ века в России.

Самостоятельная организация практической работы: рассмотреть и проанализировать различные подходы и теории отечественной психологической науки (М.А. Басов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов).

Рекомендуемая литература:

  1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология : Схемы / Б. Б. Айстмонтас. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 287с.

  2. Гамезо М. В. Атлас по психологии : Информ. – метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебное пособие / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Просвещение, 1986.– 272с.

  3. Дубровина И. В. Психология : учеб. для сред. пед. учеб. заведений / Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М.; Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2001. – 461 с.

  4. Маклаков А. Г. Общая психология : учебное пособие для вузов и курсов психол. дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2000. – 582с.

  5. Немов Р. С. Общая психология : учеб. для образоват. учреждений сред. проф. образования по спец. пед. и соц. – экон. профилей / Р .С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 396с.

  6. Немов Р. С. Психология : учебник / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1994. – 403с