logo
Обзорные лекции

Тема 13. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте и в раннем детстве. Его диагностика.

Задачи: изучить младенчество (социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, формы общения, восприятия, развитие движений). Дать характеристику кризиса первого года жизни. Рассмотреть ведущую деятельность в раннем детстве, социальную ситуацию психического развития ребенка. Определить специфику предметно-манипулятивной деятельности. Изучить развитие активной и пассивной, автономной речи, фонематический слух. Рассмотреть прямохождение, умственное развитие, развитие восприятия и наглядно-действенное мышление.

Примерное содержание: Младенчество. Социальная ситуация развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность данного периода. Формы общения. Развитие слухового и зрительного восприятия при общении ребенка со взрослым. Развитие движений — хватания, манипуляций с предметом и т.д. Подготовительный период в развитии речи (активной и пассивный).

Особенности развития ребенка к концу первого года жизни. Центральное новообразование данного периода. Кризис одного года.

Ведущая деятельность в раннем детстве и ее развитие. Социальная ситуация психического развития ребенка. Специфика предметно-манипулятивной деятельности, ее роль в психическом развитии ребенка. Логика развития предметных действий в раннем детстве. Ситуативно-деловая форма общения. Развитие активной и пассивной речи. Автономная речь. Фонематический слух. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Прямохождение и его развитие в раннем детстве. Умственное развитие ребенка. Развитие восприятия. Наглядно-действенное мышление.

Самостоятельная организация практической работы: провести диагностику одного ребенка.

Рекомендуемая литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова. – М. : Акад. проект, 2001. – 332с.

  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебн. пособие для студентов по пед. спец. / В. С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М. : Academia, 2002. – 453 с.