Тема 4. Основные направления зарубежной психологии.
Задачи: определить в чем специфика направления зарубежной психологии: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология.
Примерное содержание: Бихевиоризм. Психология как наука о поведении. Предпосылки, время возникновения. Значение фактов поведения как зеркала внутреннего мира субъекта, состояния личности. Единица поведения. Дж. Уотсон о задачах научной психологии с позиции бихевиоризма. Требования к методу изучения. Отношение к сознанию. Эволюция взглядов бихевиоризма в работах Э. Толмена. Значение бихевиоризма для естественнонаучного направления в развитии психологии как экспериментальной науки. Роль достижений бихевиоризма для детской психологии, психологии научения, психокоррекции. Ошибки бихевиоризма.
Психоанализ. Неосознаваемый уровень психического. Классы неосознаваемых процессов. Соотношение сознания и неосознаваемых уровней психики. Истоки возникновения фрейдизма. Структура психического с позиции теории бессознательного З. Фрейда. Основные формы проявления бессознательного. Виды защитных механизмов. Психоанализ как одно из современных направлений психокоррекционной работы. Значение неофрейдизма для понимания побудителей человеческого поведения и природы социального взаимодействия. Современные подходы к проблеме бессознательного – С. Гроф.
Гештальтпсихология. Структурная психология ключ к пониманию законов формирования сложных целостных психических явлений. Работы М. Верхаймера, В. Келлера в области психологии интеллекта. Теория поля К. Левина применительно к личностно-социальному поведению человека. Ф. Перлз – основатель гештальттерапии. Современное значение гештальтпсихологии для методологии и практики психологической науки.
Гуманистическая психология. Истоки возникновения. Основные понятия. Я-теория – основа «третьей силы в психологии». А. Маслоу о самоактуализации как основе психологического здоровья личности. К. Роджерс и личностно-ориентированный подход в педагогике и психотерапии.
Когнитивная психология. Истоки возникновения. Теоретическое и прикладное значение для развития психологии. Современное значение различных зарубежных психологических школ.
Самостоятельная организация практической работы: определить, что общего объединяющего между основными направлениями зарубежной психологии Вы видите?
Рекомендуемая литература:
-
Айсмонтас Б. Б. Общая психология : Схемы / Б. Б. Айстмонтас. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 287с.
-
Гамезо М. В. Атлас по психологии : Информ. – метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебное пособие / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Просвещение, 1986.– 272с.
-
Дубровина И. В. Психология : учеб. для сред. пед. учеб. заведений / Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М.; Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2001. – 461 с.
-
Маклаков А. Г. Общая психология : учебное пособие для вузов и курсов психол. дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2000. – 582с.
-
Немов Р. С. Общая психология : учеб. для образоват. учреждений сред. проф. образования по спец. пед. и соц. – экон. профилей / Р .С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 396с.
-
Немов Р. С. Психология : учебник / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1994. – 403с
- Обзорные лекции
- Тема 1. Психология как наука. Соотношение с другими науками. Разделы и методы психологии.
- Тема 2. Психологические основы развивающего обучения.
- Тема 3. Основные этапы развития отечественной психологической науки.
- Тема 4. Основные направления зарубежной психологии.
- Тема 5. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства и методы диагностики.
- Тема 6. Внимание и память, их характеристика. Диагностика уровня развития внимания и памяти.
- Тема 7. Мышление и воображение, их характеристика. Мыслительные операции. Диагностика уровня интеллектуального развития.
- Тема 8. Темперамент и характер: психологические теории темперамента, структура и качества характера.
- Тема 9. Характеристика, виды и функции эмоций и чувств.
- Тема 10. Способности и одаренность, виды, уровни развития. Диагностика общих, специальных и творческих способностей.
- Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.
- Тема 12. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии.
- Тема 13. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте и в раннем детстве. Его диагностика.
- Тема 14. Возрастные кризисы и их характеристика, составляющие кризиса.
- Тема 15. Психические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика. Адаптация детей к обучению в школе.
- Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.
- Тема 17. Общая характеристика подросткового возраста. Диагностика подростков. Акцентуации характера и их диагностика.
- Тема 18. Психическое развитие в юношеском возрасте, работа психолога со старшими школьниками. Психодиагностика старших школьников.
- Тема 19. Понятие «личности» в психологии. Структура личности. Методы диагностики.
- Тема 20. Психология семьи, функции, этапы и кризисы семьи, классификация и проблемы семьи.
- Тема 21. Социальные группы, их классификация и признаки. Дифференциация и интеграция в группах и коллективах.
- Тема 22. Психология общения. Содержание, цели, формы и функции общения. Влияние группы на личность.
- Тема 23. Психологические особенности педагогического коллектива и педагогической деятельности учителя, их диагностика.
- Тема 24. Особенности и виды аномального развития.
- Тема 25. Процесс и технология ведения беседы в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.
- Тема 26. Содержательные блоки и этапы социально психологического тренинга.
- Тема 27. Методы активной социально-психологической работы практического психолога.
- Тема 28. Понятие, структура, динамика разрешения конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
- Тема 29. Психологическая коррекция: виды, формы, психологические подходы к проблеме коррекции психического развития.
- Тема 30. Основные понятия, характеризующие психологический эксперимент, его виды.
- Тема 31. Основные виды деятельности и формы работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.
- Тема 32. Психолого-педагогический консилиум (ппк) и психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк) в работе школьного психолога.
- Тема 33. Психология гендерных различий и функциональная ассиметрия полушарий.
- Тема 34. Основные направления работы практического психолога с родителями учащихся. Диагностика семьи и семейного воспитания.