logo
Обзорные лекции

Тема 6. Внимание и память, их характеристика. Диагностика уровня развития внимания и памяти.

Задачи: определить сущность и содержание понятий «внимание» и память». Определить свойства внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость. Рассмотреть процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание и т.п. Выделить основные тенденции развития внимания и памяти.

Примерное содержание: Внимание и его функции. Теории внимания. Внимание как контроль за протеканием деятельности. Свойства внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость. Теории внимания. Методы оценки. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное и др. Физиологические и психологические механизмы внимания. Основные тенденции развития внимания на протяжении жизни человека. Методы изучения внимания.

Общее представление о памяти как специфической форме психического отражения действительности. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание и т.д. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная; произвольная, непроизвольная, кратковременная и долговременная; механическая и логическая. Механизмы памяти.

Самостоятельная организация практической работы: на уроках психологии в 11 классе рассмотреть метолы изучения внимания и памяти.

Рекомендуемая литература:

  1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология : схемы / Б. Б. Айсмонтас. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 287с.

  2. Гамезо М. В. Атлас по психологии : информ. – метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебное пособие / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Просвещение, 1986.- 272с.

  3. Дормашев Ю. Б. Психология внимания : учебник / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. – М. : Информ.-реклам.-изд. фирма «Тривола», 1995. –56с.

  4. Немов Р. С. Общая психология : учеб. для образоват. учреждений сред. проф. образования по спец. пед. и соц. – экон. профилей / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 396с.