logo
Обзорные лекции

Тема 30. Основные понятия, характеризующие психологический эксперимент, его виды.

Задачи: определить общенаучные методы исследования. Дать характеристику теоретическим методам исследования. Охарактеризовать эмпирические методы исследования.

Примерное содержание: Общенаучные методы исследования: 1) общетеоретические: абстракция и конкретизация; анализ и синтез; сравнение; противопоставление; индукция и дедукция; 2) социологические: анкетирование; интервьюирование; экспертные опросы; рейтинг; 3) социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг; 4) математические: ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция.

Теоретические методы исследования: анализ литературы, архивных материалов, документов и продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; построение гипотез, построение мысленного эксперимента, прогнозирования; моделирования.

Эмпирические методы исследования: наблюдения (полевые и лабораторные); формализованные (по жесткой программе) и неформализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборные; самонаблюдения; беседа; педагогический консилиум; изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта; педагогический эксперимент.

Самостоятельная организация практической работы: использовать в практической работе один из эмпирических методов исследования (по выбору), представить его характеристику и анализ.

Рекомендуемая литература:

1. Безуглов, И. Г. Основы научного исследования / И. Г. Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов. – М. : Изд-во: Академический проект, 2008. – 208 с.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии : методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб. : Питер, 2004. – 558 с.

3. Методы системного педагогического исследования. / Кузьмина Н. В. – Л. : ЛГУ, 1980. – 172 с.

4. Рузавин Г. И. Методология научного исследования / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.