logo
Обзорные лекции

Тема 31. Основные виды деятельности и формы работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.

Задачи: раскрыть основные направления работы школьного психолога, дать определения видам деятельности психолога образования, перечислить основные возрастные проблемы школьников, требующие внимания психолога.

Примерное содержание: Особенности работы с учащимися разного возраста. Проблемы адаптации учащихся. Понятие школьной дезадаптации. Ее причины. Особенности адаптации к школе детей разных возрастных групп. Психологическая готовность к школе, экспресс-диагностика. Работа школьного психолога по адаптации первоклассников. Младший школьник как объект психологической помощи. Трудности младшего школьного возраста. Психологическое сопровождение младших школьников. Работа школьного психолога по адаптации пятиклассников. Выявление детей «группы риска» по дезадаптации и коррекционная работа с ними. Технология работы психолога с подростками. Факторы риска в подростковом возрасте. Работа по профилактике дезадаптации в подростковом возрасте. Содержание диагностической, коррекционной и развивающей работы с подростками. Тренинги в работе школьного психолога. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов. Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении старших школьников.

Самостоятельная организация практической работы: в рамках психолого-педагогической практики провести самостоятельно и совместно со школьным психологом различные виды деятельности (психодиагностика, психокоррекцию, психологическое консультирование и т.д.) практического психолога образования.

Рекомендуемая литература:

  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

  2. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба : вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. – М. : Педагогика, 1991. – 232с.

  3. Славутская Е. В. Психолог в школе (организация и методы работы) : учебное пособие / Е. В. Славутская. – Чебоксары : Чувагоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2006. – 201 с.