Тема 24. Особенности и виды аномального развития.
Задачи: охарактеризовать особенности и виды аномального развития. Дать классификацию детей с нарушениями развития. Определить группы причин нарушения развития детей.
Примерное содержание: Классификация детей с нарушениями развития: дети с сенсорными нарушениями, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с комбинированными дефектами развития, дети с искаженным (дисгармоничным) развитием. Группы причин нарушения развития детей: патологические факторы, действующие во внутриутробный период, патология родовой деятельности, прижизненные факторы.
Самостоятельная организация практической работы: выявить какой-либо вид аномального развития (нарушение речи, интеллектуальное нарушение, комбинированные дефекты, дисгармоничное развитие и др.), выявить причины нарушения развития и разработать план коррекционной работы.
Рекомендуемая литература:
1. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова. М. С. Певзнер. – М. : Педагогика, 1973. – 232 с.
2. Дети с отклонениями в развитии : методич. пособие / Н. Д. Шматко. – М. : Аквариум, 1997. – 128 с.
3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. – М. : Издательство Московского университета, 1985. – 163 с.
- Обзорные лекции
- Тема 1. Психология как наука. Соотношение с другими науками. Разделы и методы психологии.
- Тема 2. Психологические основы развивающего обучения.
- Тема 3. Основные этапы развития отечественной психологической науки.
- Тема 4. Основные направления зарубежной психологии.
- Тема 5. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства и методы диагностики.
- Тема 6. Внимание и память, их характеристика. Диагностика уровня развития внимания и памяти.
- Тема 7. Мышление и воображение, их характеристика. Мыслительные операции. Диагностика уровня интеллектуального развития.
- Тема 8. Темперамент и характер: психологические теории темперамента, структура и качества характера.
- Тема 9. Характеристика, виды и функции эмоций и чувств.
- Тема 10. Способности и одаренность, виды, уровни развития. Диагностика общих, специальных и творческих способностей.
- Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.
- Тема 12. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии.
- Тема 13. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте и в раннем детстве. Его диагностика.
- Тема 14. Возрастные кризисы и их характеристика, составляющие кризиса.
- Тема 15. Психические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика. Адаптация детей к обучению в школе.
- Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.
- Тема 17. Общая характеристика подросткового возраста. Диагностика подростков. Акцентуации характера и их диагностика.
- Тема 18. Психическое развитие в юношеском возрасте, работа психолога со старшими школьниками. Психодиагностика старших школьников.
- Тема 19. Понятие «личности» в психологии. Структура личности. Методы диагностики.
- Тема 20. Психология семьи, функции, этапы и кризисы семьи, классификация и проблемы семьи.
- Тема 21. Социальные группы, их классификация и признаки. Дифференциация и интеграция в группах и коллективах.
- Тема 22. Психология общения. Содержание, цели, формы и функции общения. Влияние группы на личность.
- Тема 23. Психологические особенности педагогического коллектива и педагогической деятельности учителя, их диагностика.
- Тема 24. Особенности и виды аномального развития.
- Тема 25. Процесс и технология ведения беседы в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.
- Тема 26. Содержательные блоки и этапы социально психологического тренинга.
- Тема 27. Методы активной социально-психологической работы практического психолога.
- Тема 28. Понятие, структура, динамика разрешения конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
- Тема 29. Психологическая коррекция: виды, формы, психологические подходы к проблеме коррекции психического развития.
- Тема 30. Основные понятия, характеризующие психологический эксперимент, его виды.
- Тема 31. Основные виды деятельности и формы работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.
- Тема 32. Психолого-педагогический консилиум (ппк) и психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк) в работе школьного психолога.
- Тема 33. Психология гендерных различий и функциональная ассиметрия полушарий.
- Тема 34. Основные направления работы практического психолога с родителями учащихся. Диагностика семьи и семейного воспитания.