logo search
Романин_основы психотерапии

Медитативная психотерапия

Медитативная психотерапия обычно не выделяется как само­стоятельное психотерапевтическое направление. Но в связи с тем, что элементы медитации широко используются или могут быть использованы во многих других психотерапевтических направле­ниях, мы считаем целесообразным рассмотреть ее отдельно.

Слово медитация,хотя и привнесено в психотерапию с англий­ского языка, где meditationозначаетразмышление, но смысл его взят из буддизма и отражает состояние отрешения от суеты, пас­сивного созерцания, течения собственной мысли.

В настоящее время термин медитация применяется настолько широко, что имеет множество оттенков, поэтому ни одно опреде­ление не устраивает всех специалистов этого метода.

На наш взгляд толкование термина «медитация» наиболее хо­рошо изложено Н.Линде («Психотерапия в социальной работе», М., 1992). Сравнивая его с другими базовыми понятиями психоте­рапии - деятельностьюиобщением, Н.Линде пишет:

«Если деятельность - это всегда взаимодействие субъекта (S)с объектом (О), где всегда вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) принадлежит субъекту, то в случае общения происходит взаимодействие субъекта с равноправным ему субъек­том и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам.

В случае же медитации нет второй стороны, нет деятельности и нет общения, субъект не рефлектирует, беседуя с самим собой, он просто становится собой».

Сторонники медитации утверждают, что она благодаря освобо­ждению от мешающих суетных мыслей и эмоций приводит к про­светлению, озарению (чаще всего - к молниеносному интуитивно­му), так называемому инсайту.Этот процесс они характеризуют как развитие самого человека, как процесс познания себя, других и ок­ружающей (а иногда и потусторонней) действительности. Происхо­дит скачкообразный (от озарения к озарению) рост личности, приоб­ретающей ранее недоступное новое, более совершенное знание.

В некоторых классических направлениях буддизма медитация происходит в процессе концентрации сознания в одной точке. При этом совершенствуется способность к максимальному освобождению сознания от потока образов и мыслей. Одновременно совершенствуется процесс все более полной релаксации (психо­мышечного расслабления).

Задачей каждого такого сеанса является все более глубокое и длительное (стабильное) обретение внутреннего покоя и гармо­нии, стабилизация сознания, максимальное освобождение от пси­хомышечного напряжения, любых (не только негативных) эмоций и мыслей, психического напряжения и достижение предельно уравновешенного состояния.

Постепенно эта сосредоточенность сознания должна уходить от фиксации на конкретном объекте - точке, которая на началь­ном этапе помогает освободить сознание от посторонних, сует­ных раздражителей.

Выполнив свою роль «громоотвода», «точка» сама становится ненужной. То есть взгляд медитирующего может оставаться на ней, но уже не замечая ее.

Начинается этап совершенствования способности «отпускать» свое очищенное от суеты и конкретных мыслей сознание в «свободное плавание». При этом сам «корабль нашего сознания», отпущенный в свободное плавание, не аморфный, а достаточно прочный - наше сознание, свободно перемещаясь с объекта на объект, не «цепляется» за эти объекты, как утопающий или как любопытный, а царственно проплывает над ними, спокойно и уверенно защищенное от суеты конкретных образов и мыслей.

Можно сказать, что медитация - концентрация сознания на отрешении от суеты конкретных образов и мыслей с целью обре­тения и совершенствования состояния внутренней гармонии в единстве с гармонией мира. Природы, Вселенной. Это такое со­стояние сознания, когда все духовные силы находятся в равнове­сии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доми­нировать над другими.

В этом состоянии человек обретает устойчивое равновесие в противовес состояниям зависимостей от мыслей, чувств, людей и привычек. Крайним (противоположным медитации) проявлением этих зависимостей являются страсти, нервно-психические состоя­ния и поведенческие реакции, от которых человек страдает, хотел бы освободиться, но не может. К таким зависимостям можно от­нести и большинство неврозов (или наоборот - неврозы отнести к зависимостям).

А так как главной задачей любого направления классической психотерапии является максимально возможное освобождение че­ловека от неврозов и других мешающих ему зависимостей, то мы ви­дим, что медитативная терапия, используя свои средства и методы, направлена на решение этой общей психотерапевтической задачи.

На первых занятиях практически невозможно обрести способ­ность полного освобождения сознания от конкретных образов и мыслей. Это процесс длительный. Поэтому вначале нужна трени­ровка концентрации сознания на каком-нибудь удобном для кли­ента и не раздражающем образе или мысли, используя их «как громоотводы» от других, менее приятных и более суетных объек­тов внимания. В это же время начинается тренировка сначала ак­тивного, а потом все более ненасильственного удержания созна­ния на выбранных объектах, стараясь, чтобы оно все реже пере­скакивало на «непрошенные» мысли.

Перечислим кратко суть основных этапов медитативной тре­нировки.

Надо сказать, что последовательность этих этапов не жесткая. Нередко они применяются в различных комбинациях друг с дру­гом. В этом случае их можно рассматривать не как этапы, а как упражнения или подходы.

Первый этап

На первом этапе освоения техники медитации лучше направ­лять внимание занимающегося на ощущения, которые он может контролировать и регулировать физически. Они легче, чем мысли, поддаются наблюдению и удержанию на них внимания.

Чаще всего для этого используется направление внимания кли­ента на процесс своего дыхания: слежение за всеми ощущениями, сопровождающими вдох, выдох, контроль за спокойным ритмом дыхания с одновременным расслаблением мышц.

Второй этап

В классической йоге (а сейчас и почти во всех техниках меди­тации) к этим дыхательным упражнениям добавляются так назы­ваемые мантры, простейшими, древнейшими и наиболее эффек­тивными из которых считаются мысленные произнесения при вы­дохе слов «ОУМ» (в переводе - абсолют) или «ОЛЕ» (один). Не­которые терапевты рекомендуют произносить эти мантры (назовем их - камертоны) вслух.

Это простейшие мантры, которые в дальнейшем во многих медитативных техниках существенно усложняются. Однако пси­хотерапевт должен помнить, что любое усложнение процедуры должно быть оправдано повышением ее эффективности и рас­сматриваться с учетом конкретной задачи и индивидуальных особенностей клиентов.

Третий этап

В дальнейшем (а некоторые терапевты сразу начинают с это­го) клиентам предлагают просто спокойно следовать своим мыслям, не прогоняя их и не принимая близко к сердцу, наблю­дая их как бы со стороны и все более отстраняясь от них эмо­ционально.

Этот подход учитывает присущий всем нам дух противоречия, когда запрет думать о чем-то нередко еще глубже фиксирует мысль на запрещенном объекте.

Такое упражнение применяется не во всех случаях, а лишь ко­гда не удается устраниться от мешающих мыслей. Тогда человек делает вид, что умышленно поддается им («ну хорошо, давай по­думаем об этом»), а сам постепенно тренирует в себе все более монотонное, автоматическое, притупленное (все менее эмоцио­нальное) следование этой мысли, постепенно отстраняясь от нее как от постороннего объекта.

Четвертый этап

Хотя этот прием давно известен в медитациях, в последнее время он распространился под названием имаготерапии(терапии воображением), когда для уменьшения тревожности и стресса клиенту предлагается представить самого себя взоне комфортаи полной защищенности. При этом его внимание сосредоточивается на все более отчетливом видении себя самого в образе олицетво­рения спокойствия и удовлетворения.

В настоящее время имаготерапия часто применяется как само­стоятельное психотерапевтическое направление или включается как технический прием в гештальттерапию, психосинтез, поведен­ческую терапию и пр.

В настоящее время широко применяются не только пассивные, но и активные методы медитации. В данном случае определенные движения выполняют или усиливают роль мантр (камертонов) с целью отвлечения от мешающих и суетных образов и мыслей и включения свободного от конкретики сознания в состояние внут­ренней и внешней гармонии.

Одним из известных активных методов является так называе­мая мандала-медитация. Она состоит из нескольких ступеней.

(Продолжительность активного освоения каждой ступени -15 минут.)

Первая ступень

Пробуждение энергии

Бег на месте с максимально высоким подниманием колен (глаза открыты). Темп бега и высота подъема колен подбираются исходя из индивидуального состояния здоровья занимающихся.

Инструктор просит сосредоточить внимание на глубоком и ровном дыхании.

Вторая ступень

Чтобы пробужденная энергия попала в нужный центр, следует сесть с закрытыми глазами, полностью расслабиться и мягко по­качиваться. Обратить особое внимание на полное расслабление мышц лица.

Мышцы челюстей полностью расслаблены, рот свободно по­луоткрыт (как у спящего), веки не подрагивают, лицо выражает спокойствие и комфорт.

Третья ступень

Направление энергии к «третьему глазу». Для этого рекомен­дуется лечь на спину и вращать открытыми глазами по часовой стрелке, делая полные обороты глазами, все быстрее и быстрее.

Все тело полностью расслаблено, особенно лицо, рот естест­венно полуоткрыт (как у спящего), расслаблен, голова совершен­но неподвижна, дыхание легкое, спокойное.

Четвертая ступень

Прекратите все движения, закройте глаза и прочувствуйте мак­симально полное расслабление и спокойствие и пребывайте в спокойствии.

Американский психолог Р.Найдиффер предлагает различные варианты активной медитации с элементами спорта, особенно циклических видов.

Монотонный ритм движений и дыхания длительного бега, ходьбы на лыжах, гребков в плавании или в гребле, езды на вело­сипеде и даже просто ходьбы может выполнять роль мантры-камертона,сосредоточение на которой сначала служит «громо­отводом» от раздражающих и суетных мыслей, а затем помогает обрести гармонию психофизического состояния.

Разумеется, интенсивность таких нагрузок должна подбираться с учетом психофизического состояния.

В так называемой активной релаксации мы (А.Н.Романин с сотр., 1986) применяем индивидуально подобранные и постоянно совершенствуемые комбинации активной медитации с формулами самовнушения.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое медитация?

2. В чем сущность медитативной психотерапии?

3. Опишите отношение медитации к инсайту.

4. Перечислите кратко основные этапы (ступени) медитации.

5. Приведите собственный пример активной медитации.