logo
Романин_основы психотерапии

Экзистенциальная психотерапия

Одним из распространенных (особенно среди творческой ин­теллигенции) видов гуманистической психотерапии является экзи­стенциальная психотерапия. Как следует из названия, данная те­рапия возникла на базе идей куда более известного соответст­вующего философского направления - экзистенциализма.

Экзистенциализм возник из творческого соединения идей мно­гих выдающихся деятелей науки и культуры (Кьёркегора, Гуссер­ля, Сартра, Камю, Ясперса, Хайдеггера и др.). Название этого на­правления возникло из термина экзистенция(то есть сущность, существование), постоянно употребляемого в трудах Кьёркегора, которые и послужили первым толчком к оформлению экзистен­циализма как самостоятельного философского направления.

Другим источником развития экзистенциализма считается фе­номенологияГуссерля.

Так как центральное место в философии экзистенциализма за­нимает изучение человека как субъекта и его субъективных пере­живаний своего существования, то это не могло не привлечь к данному учению внимание психологов, которые в дальнейшем и сами внесли значительный психологический вклад в экзистенци­альную философию, а также применили и развили идеи экзистен­циализма в психологии и психотерапии.

В оформлении экзистенциальной психологии как самостоя­тельного психологического направления в первую очередь следу­ет отметить роль таких психологов и философов, как В.Дильтей, Э.Фромм, В.Франкл, Ф.Пёрлз и др. Так, Ф.Пёрлз всегда считал, что разработанное им направление гештальттерапии является од­ним из видов (направлений) экзистенциальной психотерапии.

В настоящее время экзистенциальная психотерапия имеет мно­го подвидов, школ и модификаций, которые невозможно рас­смотреть в одной работе. Поэтому ограничимся знакомством с теоретическими и практическими подходами одного из наиболее типичных представителей и основателей экзистенциальной психо­терапии - Виктора Франкла.

По мнению В. Франкла, главное стремление человека - найти или понять смысл своего существования. Если это сделать не удается, то человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный ваку­ум (пустоту, бессмысленность существования). В.Франкл считает, что не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед человеком, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а делами.

Сторонники экзистенциальной терапии утверждают, что обре­тение смысла существования доступно каждому нормальному че­ловеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, ок­ружающей среды, религиозных и идеологических убеждений. При этом экзистенциалисты подчеркивают, что научить этому нельзя, так как смысл существования всегда индивидуален и каждый че­ловек должен сам его найти или понять и не уходить от ответст­венности за осмысление своей жизни перед собой и перед другими в любых жизненных обстоятельствах.

Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жиз­ненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводи­телем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл -самотрансценденциейчеловека.

По мнению экзистенциалистов, человек может найти смысл своего существования только выйдя за пределы своего личного Я, переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудниче­ство, на практическую помощь другим. Чем больше человек вы­ходит из пассивного переживания своих проблемнаружу(на ак­тивную полезную деятельность, помощь другим), тем более пол­ноценным и психологически здоровым он становится.

Известно много исторических примеров, когда люди, имеющие высокие жизненные цели, веру, идеологическую убежденность и пр., значительно легче переносили чрезвычайно тяжелые условия и лишения. Это и протопоп Аввакум, и Эрнст Тельман, и много­численные узники фашистских и сталинских концлагерей. Это и сам В.Франкл, мужественно переживший Освенцим и Дахау. Он считал, что в этих невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных пе­реживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, дел и для помощи другим.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бес­смысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными катаклизмами.

Даже в объективно комфортных жизненных условиях люди, не нашедшие смысла своего существования вне самокопаний и гипер­трофированного восприятия внутриличностных проблем, начина­ют страдать усугубляющимися неврозами, становятся более подвер­женными алкогольным и наркотическим зависимостям. В.Франкл утверждает, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов стали тако­выми из-за не найденного ими или утраченного смысла жизни Эти зависимости возникают из-за необходимости заполнить этот ваку­ум иллюзией удовлетворения и самодостаточности. То есть, не по­лучив реального удовлетворения, человек заменяет его иллюзор­ным, за счет химического воздействия на свою нервную систему. А проблемы так и остаются нерешенными и продолжение иллюзии удовлетворения требует продолжения алкогольного или наркоти­ческого воздействия. Образуется порочный замкнутый круг.

Но даже если человек, не нашедший смысла жизни вне собст­венной персоны, не становится наркоманом, то он уходит в нев­розы бездеятельных внутриличностных переживаний и в поиск каких-то временных удовольствий, избавляющих от гнетущего чувства бессмысленности своего существования. При этом проис­ходит парадоксальный процесс - рефлексия, концентрация внима­ния на собственной персоне в поисках счастья (или по крайне ме­ре ухода от несчастья) уводит от возможности обретения этого счастья все дальше и дальше.

Исходя именно из этой гипотезы, Франкл разработал ориги­нальный вид психотерапии, который он назвал в широком смысле логотерапией, а ее конкретные методыдерефлексией(то есть про­тиводействием рефлексии, как бесполезному самокопанию),пара­доксальнойинтенцией(парадоксальным намерением) и др.

Итак, рассмотрим два вышеупомянутых и, пожалуй, основных метода логотерапии: парадоксальную интенциюидерефлексиюпри преодоленииневрозов навязчивых состоянийифобий(навязчивых, преувеличенных страхов).

Считается, что классические характеристики механизмов обра­зования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно дополняет их.

Механизм образования фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться и того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, так часто думает об этом, что сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он сознает) становится причиной его постоянных переживаний.

В тяжелых случаях такой человек может вообще отказаться от вы­хода из дома, от входа в закрытые помещения, от взгляда с высоты.

Более часты менее опасные и легче преодолимые страхи пуб­личных выступлений, предстоящих экзаменов, соревнований и другие. Однако и здесь возникают труднопреодолимые барьеры. Так, существует большое количество спортсменов, которые на протяжении многих лет на соревнованиях не могут даже прибли­зиться к результатам, которые они давно и легко показывают на тренировках. Такие люди на каком-то этапе смиряются с тем, что в определенных условиях у них обязательно возникнет страх, тре­вога, которые помешают им действовать как надо и они должны потерпеть неудачу. Чтобы избежать этого, они отказываются от соревнований, экзаменов, поиска лучшей работы, жизненного партнера и вообще - лучшей жизни.

В широком смысле (иллюстрируя основную идею Франкла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, одиноким и т.д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ и в конечном итоге таким и ста­новится. (На «противоходе» этому процессу строится имаготерапия(от image -образ), когда индивид вживается вобраз своего лучшего Я- такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть.)

Однако здесь происходит парадоксальная реакция - чем силь­нее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается от­торгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление.

Франкл предлагает использовать этот парадоксальный меха­низм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать как мож­но более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить.

Другой, не менее популярный метод логотерапии Франкла -дерефлексия, то есть преодоление рефлексии - болезненного са­мокопания, неврозов навязчивых состояний.

Этот метод часто используется при лечении неврозов, связан­ных с различными сексуальными расстройствами и проблемами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригид­ности и пр.).

Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых со­стояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не смо­жет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла - именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно на­блюдет себя со стороны, анализирует свои ощущения с опасением того, что у него ничего не получится.

Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невро­за лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию), полное са­мозабвение и самоотдачу.

Надо сказать, что причисление различных видов психотерапии к гуманистическому направлению неоднозначно трактуется раз­ными авторами.

Некоторые из них вполне обоснованно причисляют сюда и гештальттерапию и трансакционный анализ. Не будем спорить. Главное - это сама суть гуманистической психологии и психоте­рапии, которая в центр внимания ставит целостную уникальную личность каждого конкретного индивида.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность гуманистической психотерапии?

2. Какие авторы внесли наибольший вклад в развитие этого направления?

3. Что такое терапия, центрированная на клиенте?

4. Перечислите основные взгляды А. Маслоу.

5. Что такое экзистенцильная психотерапия?