logo search
Психология общения врача пособие / Тема 7 Агрессия

2. Физическое наказание как средство воспитания.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации имеет ряд «минусов».

  1. Родители, наказывая детей, могут являться для них примером агрессивности. Наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Например: если ребенок бьет своего приятеля, то родители могут наказать этого ребенка, при этом говоря: «Я покажу тебе, как обижать маленьких!». И «показывают» как нужно обижать маленьких. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению других допустима, жертву нужно выбирать меньше и слабее себя. Т.е., физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроль над ними.

  2. Дети, которых слишком часто наказывают, будут или стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление (Bandura, 1986; Perry & Bussey, 1984). Подобное агрессивное обращение может привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

  3. Если наказание слишком возбуждает и расстраивает ребенка, то он из-за боли может забыть причину, за что его наказали.

  4. Ребенок, изменивший в результате наказания свое поведение, не усвоит нормы поведения, которые пытаются «выбить» у него родители. Т.е., он будет повиноваться до тех пор, пока его поведение контролируют.

Возникает вопрос, наказывать детей за агрессивное поведение или нет? Конечно, если агрессивное поведение демонстрируется уже ребенком, его нужно пресекать. Но наказание должно быть «эффективным» и не демонстрировать неприязненного отношения к ребенку. Наказание может вызвать устойчивые изменения в поведении, если оно применяется в соответствии с определенными принципами.

Принципы эффективного наказания

  1. Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, т.е. должно осуществляться непосредственно после совершения проступка. Наказание непосредственно после проступка предполагает большую важность запрета определенной модели поведения и является более эффективным, чем отсроченное. Ребенок должен знать, что такое поведение неприемлемо в обществе и что за него наказывают. Так же немедленное наказание приносит неприятности до того, как «нарушитель» сможет осознать удовольствие от совершенного проступка.

  2. Наказание должно быть последовательным, т.е. за одно и тоже нарушение всегда должна назначаться одна и та же санкция. Непоследовательные наказания и неосуществленные угрозы на практике учат ребенка игнорировать их. Родители, которые сотрясают угрозами воздух дают понять ребенку, что угрозы не имеют большого значения.

  3. Любое наказание требует разъяснений. Родители должны разъяснить ребенку, какой поступок повлек за собой наказание, и предложить ему возможные альтернативы поведения, которые помогут ребенку осуществить его цели.

  4. Наказание не обязательно должно носить физический характер. В качестве наказания можно использовать процедуры временной изоляции, которые означают отсутствие поощрения.