Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
Изначально Д. Доллард и Н. Миллер рассматривали агрессию как реакцию на фрустрацию. Агрессия всегда есть результат действия фрустраторов.
Д Доллард и соавторы полагали, что в побуждении к агрессии решающее значение имеют три фактора:
степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
сила препятствия на пути достижения цели;
количество последовательных фрустраций.
То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствия, чем сильнее препятствие и чем больше количество ответных реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению.
Д. Доллард и соавторы предположили, что влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным и это вызовет агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности.
Человек на фрустрацию реагирует большим спектром реакций: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Фрустрация может способствовать агрессии, но это бывает не столь часто.
Исходя из этого, были проведены многочисленные эмпирические исследования, результаты которых подтвердили положение о том, что фрустрация не всегда ведет к агрессии.
Учитывая эти рассуждения, Н. Миллер внес поправки в теорию фрустрации – агрессии. Фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них.
Д. Доллард и соавторы обратились в свою очередь к факторам, замедляющим открытую демонстрацию агрессивного поведения. И одним из таких факторов является угроза наказания. Но наказание не всегда является сдерживающим фактором агрессивных действий. Наказание может привести к смещенной агрессии – к проявлению агрессии не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Н. Миллер (Miller, 1968) предложил особую модель, объясняющую поведения смещенной агрессии. В случаях смещенной агрессии выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:
Силой побуждения к агрессии;
Силой факторов, тормозящих данное поведение;
Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.
Н. Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают быстрее, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.
Таким образом, смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором.
- Агрессия и конфликты Определение и виды агрессии Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- Структурные компоненты агрессии
- Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- Факторы, детерминирующие агрессию
- Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- Методы исследования агрессии
- Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии