logo search
5 тестов

Субъективная оценка межличностных отношений (с.В. Духновский)

Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) представляет собой психодиагностический инструмент для измерения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Индикаторами дисгармоничности отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми.

Межличностные отношения.

Межличностные отношения, по мнению Н.Н. Обозова, могут рассматриваться как установка, как взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием – положительным, индифферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности.

Я. Л. Коломинский выделяет и описывает такой вид отношений, как «взаимоотношения». Под ними автор понимает специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения. Поэтому термин «взаимоотношения» является синонимом межличностных отношений, так как проблематично, и даже невозможно, представить межличностные отношения без взаимоотношений между людьми.

Подобный подход обнаруживается в исследованиях Духновского С.В., который под межличностными отношениями понимает реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Здесь акцент ставится именно на «взаимо-», что предполагает взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между ними (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении).

Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными, но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» (термин Я. Л. Коломинского) между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера.

Составляющими межличностных отношений выступают: «Я» желаемое и воспринимаемое субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики, но к ним добавляется межличностная коммуникация. Считаем, что доминирующим – специфическим для межличностных отношений – является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми.

Поле, в котором реализуется взаимодействие между людьми, будем называть «социальное пространство межличностных отношений». Социальное пространство – абстрактное понятие, представленное совокупностью связей и отношений людей. Социальное пространство – это силовое поле, создаваемое взаимодействующими людьми. В содержание социального пространства входят социально-психологические и духовные процессы.

Нарушение значимой для личности системы отношений человека неизбежно ведет к болезням личности – неврозам (Куликов Л.В.). В отношениях личности выделяют «интеракционные (диспозициональные) чувства», регулирующие межличностные отношения. Их подвидами выступают сближающие и удаляющие чувства. Отсутствие единства, баланса, оптимума между ними приводит к дисгармонии отношений, в том числе и межличностных.

Гармония отношений.

В словаре русского языка слово «гармония» означает согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

Понятие гармонии в большинстве случаев раскрывается через понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и гармоничным отношениям. «Согласованный» означает достигший единства, тогда как «стройный» – имеющий правильное соотношение между своими частями.

Гармония личности и ее отношений – соразмерность и согласованность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой).

Гармония предполагает равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности. Гармоничные отношения – стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у обоих партнеров. Таким образом, гармония межличностных отношений представляет собой:

  1. стройность, в том плане, что отношения отличаются упорядоченностью развития, согласованностью, слаженностью действий;

  1. равенство субъектов отношений, их позиций;

  1. зависимость субъектов соотношений (но не «симбиотическая», по Э. Фромму) как обусловленность их друг другом, предполагающая наличие обоюдной потребности, желания и т. п. продолжать отношения;

  1. взаимность отношений, предполагающая совместность, общность чувств по отношению друг к другу;

  2. единство субъектов отношений, их общность, неразрывность.

Дисгармония отношений.

В словаре русского языка приставка «дис-» обозначает разделение, отделение, отрицание и соответствует по значению приставкам: «раз-», «не-», сообщает слову, к которому прилагается, отрицательный или противоположный смысл.

Дисгармония межличностных отношений включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах – семейной, профессиональной, общественной, сфере обучения и образования.

Дисгармония межличностных отношений представляет собой:

  1. отсутствие единства, согласия между людьми;

  2. ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;

  3. гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э. Фромму).

Индикаторами дисгармоничности межличностных отношений выступают их напряженность, конфликтность, агрессивность, а также отчужденность между субъектами отношений.

На основе описанных выше теоретических положений Духновским С.В. разработана методика СОМО – «Субъективная оценка межличностных отношений».

Назначение методики – определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Предмет данной методики – напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.

ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф. И. О. (полностью)

Дата опроса

Число, месяц, год рождения

Образование

Пол

Должность

Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми.

Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вашим отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя семибалльную шкалу:

  1. – полностью не согласен,

  2. – согласен в малой степени,

  3. – согласен почти наполовину,

  4. – согласен наполовину,

  5. – согласен более чем наполовину,

  6. – согласен почти полностью,

  7. – согласен полностью.

Текст опросника:

  1. Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отноше­ний с людьми.

  2. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту.

  3. Если я не одобряю поведение другого человека, то даю ему это почувствовать.

  4. Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так.

  5. Я стараюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми.

  6. Я всегда отстаиваю свою точку зрения.

  7. Я часто бываю не согласен с людьми.

  8. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня.

  9. Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной.

  10. Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей.

  11. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик.

  12. Я не ищу близости с другими людьми.

  13. Я чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели.

  14. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

  15. Меня устраивают формальные отношения с другими людьми.

  16. Я не чувствую согласия в отношениях с людьми.

  17. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной.

  18. Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми.

  19. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть.

  20. Мне трудно идти на уступки другому человеку.

  21. Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне.

  22. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями.

  23. Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми.

  24. У меня бывают разногласия с другими людьми.

  25. Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть «слабые места» друг друга.

  26. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга.

  27. У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко.

  28. Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми.

  29. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

  30. У меня появляется желание прекратить отношения.

  31. Я сомневаюсь в искренности других людей в отношениях со мной.

  32. Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми.

  33. Я бываю грубоват в отношениях с людьми.

  34. Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми.

  35. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение.

  36. Я чувствую «недосказанность» в отношениях с людьми.

  37. Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми.

  38. У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.

  39. Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня.

  40. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «почему так происходит?», «зачем все это?».

Методика может применяться как в групповом, так и в инди­видуальном варианте. Испытуемым предъявляется текст опрос­ника, содержащий 40 пунктов. Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции. При обработке за ответ «полнос­тью не согласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в ма­лой степени» – 2 балла, за ответ «согласен почти наполовину» – 3 балла, за ответ «согласен наполовину» – 4 балла, за ответ «со­гласен более чем наполовину» – 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» – 6 баллов и за ответ «согласен полностью» – 7 баллов.

Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу. За­тем «сырые» баллы переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого (Таблицы 1-3).

Стеновые значения по каждой шкале суммируются и образу­ют итоговый балл – «Индекс дисгармоничности отношений». Полученные значения переводятся в шкалу вторичных стенов (Таблицы 1-3).

Ключи к опроснику СОМО

Шкалы СОМО

Номера утверждений

Напряженность отношений (Н)

(в шкале 11 пунктов)

4, 8, 11, 19, 22, 26, 30, 35, 36, 38, 40

Отчужденность в отношениях (О)

(в шкале 11 пунктов)

1, 5, 9, 12, 15, 23, 27, 31, 34, 37, 39

Конфликтность в отношениях (К)

(в шкале 9 пунктов)

2, 6, 13, 16, 18, 20, 24, 28, 32

Агрессия в отношениях (А)

(в шкале 9 пунктов)

3, 7, 10, 14, 17, 21, 25, 29, 33

Таблицы перевода сырых баллов в стандартные (стены) для мужчин и женщин

Таблица 1.Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные (стены) для мужской выборки (n = 383)

Шкалы СОМО

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н

= 17

18-23

24-29

30-35

36-41

42-47

48-53

54-59

60-65

> = 66

О

= 18

19-24

25-30

31-36

37-42

43-48

49-54

55-60

61-66

> = 67

К

= 15

16-20

21-25

26-30

31-35

36-40

41-45

46-50

51-55

> = 56

А

= 16

17-21

22-26

27-31

32-36

37-41

42-46

47-51

52-56

> = 57

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 2.Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные (стены) для мужской выборки (n = 516)

Шкалы СОМО

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н

= 16

17-22

23-28

29-34

35-40

41-46

47-52

53-58

59-64

> = 65

О

= 20

21-25

26-30

31-35

36-40

41-45

46-50

51-55

56-60

> = 61

К

= 13

14-18

19-23

24-28

29-33

34-38

39-43

44-48

49-53

> = 54

А

= 14

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

> = 55

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 3. Нормативная таблица для вычисления итогового балла опросника СОМО (n = 899, 383 мужчины и 516 женщин)

Вторичные стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

= 10

11-13

14-16

17-19

20-22

23-25

26-28

29-31

32-34

> = 35

Интерпретация шкал опросника.

Низкие значения по каждой шкале – это оценки от 1 до 3 стенов.

Средние значения – оценки от 4 до 7 стенов.

Высокие значения – от 8 до 10 стенов.

Интерпретация шкал.