Социально-перцептивная дифференциация малых групп
Назначение: Определение типов индивидуального восприятия реальных малых групп.
Инструкция: На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б, В. из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно отражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. Букву вашего ответа (А., Б или В) занесите в лист ответов против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.
1. | Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто: | |||||||
| А. | Знает больше, чем я. | ||||||
Б. | Все вопросы стремится решать сообща. | |||||||
В. | Не отвлекает внимание преподавателя. | |||||||
2. | Лучшими преподавателями являются те, которые: | |||||||
А. | Имеет индивидуальный подход. | |||||||
Б. | Создают условия для помощи со стороны других. | |||||||
В. | Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться. | |||||||
3. | Я рад когда мои друзья: | |||||||
| А. | Знают больше, чем я, и могут мне помочь. | ||||||
Б. | Умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов. | |||||||
В. | Помогают другим, когда представится случай. | |||||||
4. | Больше всего мне не нравится, когда в группе: | |||||||
А | Некому помогать и есть у кого поучиться | |||||||
Б. | Мне мешают при выполнении задачи. | |||||||
В. | Остальные слабее подготовлены, чем я. | |||||||
5. | Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: | |||||||
А. | Я могу получить помощь и поддержку со стороны других. | |||||||
Б. | Мои усилия будут достаточно вознаграждены. | |||||||
В. | Есть возможность проявить инициативу, полезную для всех. | |||||||
6. | Мне нравятся коллективы, в которых: | |||||||
А. | Каждый заинтересован в улучшении результатов всех. | |||||||
Б. | Каждый занят своим делом и не мешает другим. | |||||||
В. | Каждый человек может использовать других для решения своих задач | |||||||
7. | Я не удовлетворен преподавателями, которые: | |||||||
А. | Создают дух соперничества на занятиях. | |||||||
Б. | Не занимаются увлеченно своей наукой. | |||||||
В. | Не создают условий напряжения и жесткого контроля. | |||||||
8. | Больше всего я удовлетворен жизнью, если: | |||||||
А. | Занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое. | |||||||
Б. | Общаюсь и отдыхаю | |||||||
В. | Нужен кому-то и полезен. | |||||||
9. | Основная роль учебного заведения должна заключаться: | |||||||
А. | В воспитании гражданина и гармонично развитой личности. | |||||||
Б. | В подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности. | |||||||
В. | В подготовке к общению и совместной деятельности человека. | |||||||
10. | Если перед группой стоит какая-то проблема, то я: | |||||||
А. | Предпочитаю не вмешиваться. | |||||||
Б. | Предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других. | |||||||
В. | Стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы. | |||||||
11. | Я бы учился лучше, ели бы преподаватель: | |||||||
А. | Имел ко мне индивидуальный подход. | |||||||
Б. | Создавал условия для получения мной помощи со стороны других. | |||||||
В. | Создавал условия для успеха, условия свободы выбора. | |||||||
12. | Я испытываю плохое состояние, когда: | |||||||
А. | Не добиваюсь успеха в намеченном деле | |||||||
Б. | Чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому. | |||||||
В. | Тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего. | |||||||
13. | Больше всего я ценю: | |||||||
А. | Успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных. | |||||||
Б. | Общий успех общих близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга. | |||||||
В. | Свой собственный личный успех. | |||||||
14. | Я предпочитаю работать: | |||||||
А. | Вместе с товарищами. | |||||||
Б. | Самостоятельно. | |||||||
В. | С ведущими в данной области преподавателями и специалистами. |
Обработка и интерпретация результатов
Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются ля каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы:
ПИ + лП + мК, где п,л,м, - количество набранных балов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистическому».
Ключ
-
«И»
«П»
«К»
«И»
«П»
«К»
1в
1б
1а
8а
8в
8б
2а
2в
2б
9б
9а
9в
3б
3в
3а
10б
10в
10а
4б
4а
4в
11а
11в
11б
5б
5в
5а
12а
12б
12в
6б
6а
6в
13в
13б
13а
7б
7а
7в
14б
14а
14в
Индивидуалистический тип восприятия. Индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.
Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.
Коллективистический тип восприятия. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
- Субъективная оценка межличностных отношений (с.В. Духновский)
- 1. Напряженность отношений.
- 2. Отчужденность в отношениях.
- 3. Конфликтность в отношениях.
- 4. Агрессия в отношениях.
- Социально-перцептивная дифференциация малых групп
- Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия
- Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде
- Методика оценки уровня общительности (тест в.Ф. Ряховского)