logo search
диплом ннгу Любаев

2.3. Динамика результатов по итогам реализации разработанной программы

С целью определения эффективности формирующего эксперимента перед началом и в конце его проводились исходный и конечный срезы психологических особенностей респондентов. В контрольной и в экспериментальной группах замерялись показатели психологических особенностей, которые использовались в констатирующем эксперименте. В выбранный нами комплекс психодиагностических методик для контрольного обследования вошли методики, которые использовались в констатирующем эксперименте.

Данные обрабатывались с помощью статистических методов, принятых в психологии: t-критерия Стьюдента, χ2 - критерия Пирсона, φ-критерия Фишера [49, с.27].

После проведенного формирующего эксперимента наблюдаются существенные изменения в уровнях самооценки учащихся экспериментальной группы (табл. 2.6):

Таблица 2.6 Уровни самооценки в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента в (%)

ЭГ

КГ

Самооценка

до эксперимента

после эксперимента

до

эксперимента

после эксперимента

Завышенная

28

28

30

30

Адекватная

18

50

22

26

Заниженная

54

22

48

44

Использование χ2 – критерия Пирсона доказывает наличие достоверных изменений, что произошли после эксперимента на уровне значимости (χ2=76,29) в экспериментальной группе с погрешностью не более 0,01%. Наблюдается повышение уровня самооценки до адекватного у учащихся этой группы почти в три раза (18% - 50%).

В контрольной группе значительной динамики не произошло, что доказывает успешность проведенной программы предотвращения компьютерно-зависимого поведения подростков.

В таблице 2.7 представлен сравнительный анализ доминирующих эмоций в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента.

Таблица 2.7 Средние значения частоты переживания базисных эмоций в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента

Базисные эмоции

ЭГ

КГ

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

1. Интерес

2,4

3,8

2,5

2,5

2. Радость

2,2

3,6

2,0

2,2

3. Удивление

1,9

3,2

1,8

1,9

4. Горе

2,7

3,0

2,8

2,6

5. Гнев

2,6

1,7

2,7

2,6

6.Отвращение

2,8

2,4

2,8

2,7

7.Призрение

2,6

2,3

2,6

2,6

8. Страх

3,9

1,8

3,3

3,7

9. Стыд

3,7

2,1

3,6

3,6

10. Вина

3,4

1,9

3,2

3,4

В экспериментальной группе в результате формирующего эксперимента наблюдаются изменения в средних показателях базовых эмоций – гнев, страх, стыд, вина в сторону уменьшения (табл. 2.7), тогда как средние баллы эмоций - интерес и радость повысились. Статистический анализ с использованием t-критерия Стьюдента показал явное уменьшение средних показателей негативных эмоций: гнев (t=6,964; р≤0,05), стыд (t=5,461; р≤0,05), вина (t=4,941; р≤0,05), страх (t=3,100; р≤0,05), наряду с относительным повышением эмоций – любопытство (t=4,581; р≤0,05), радость (t=4,342; р≤0,05) у подростков экспериментальной группы.

Также, можно проследить, снижение ряда средних показателей негативных эмоций в контрольной группе, но не на значимом уровне. Анализ компонента «возможности личности», который проводился по результатам выявления коммуникативных и организационных качеств (КОС-2), показывает наличие качественных изменений у подростков, которые прошли курс тренинговой программы. Так, если на первом срезе у подростков с высоким уровнем компьютерной онлайн-зависимости преобладали низкий и средний уровни коммуникативных способностей, то в контрольном опросе поднялся средний и высокий уровни коммуникативных способностей. Результат второго среза исследуемых контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 2.8.

Таблица 2.8 Динамика уровней коммуникативных способностей в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента в (%)

Уровни коммуникативных способностей

До эксперимента

После эксперимента

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Высокий

30

30

32

38

Средний

32

32

32

42

Низкий

38

38

36

20

Данные результаты указывают на определенное изменение уровней коммуникативных способностей (в направлении их повышения) тех учащихся, которые принимали участие в программе предупреждения компьютерной онлайн-зависимости, и отсутствие явных изменений у подростков, с кем такая работа не проводилась.

Данные экспериментальной группы доказывают: у подростков, участвовавших в эксперименте, заметно увеличивается высокий (на 8%) и средний (10%) уровни коммуникативных способностей, соответственно, уменьшается низкий уровень коммуникативных способностей (на 18%). То есть, в результате проведенного формирующего эксперимента у подростков ЭГ произошло повышение уровня коммуникативных способностей. Различие в количественных данных до и после проведения эмпирического исследования подтверждена по φ*– критерию Фишера.

Для доказательства нашей гипотезы необходимо определиться в том, как отразились коррекционные воздействия на уровне компьютерной онлайн-зависимости в экспериментальной группе. Процедура распределения на подгруппы происходила аналогично той, которая была проведена нами в констатирующем эксперименте (рис. 2.2).

Согласно представленным данным (рис. 2.2) изменения соотношения уровней в КГ почти не произошло. В ЭГ после проведенной коррекционной работы распределение уровней имеет тенденцию к уменьшению высокого уровня и увеличение количества исследуемых с низким уровнем компьютерной онлайн-зависимости. Причем увеличение процентной доли среднего уровня произошло за счет тех, кто имел высокий уровень, а доля низкого уровня пополнилась теми, кто до эксперимента имел средний уровень проявления компьютерной онлайн-зависимости.

Рис 2.2. Динамика уровней компьютерной онлайн-зависимости в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента

Сравнение данных с использованием χ2 - критерия Пирсона [14, с.110] доказывает наличие достоверных изменений, что произошли после эксперимента на уровне значимости (χ2=33,51) в экспериментальной группе с погрешностью не больше 0,01%. В контрольной группе значимой динамики не произошло. Следовательно, существенных перемен в результате психологической коррекции компьютерно-зависимого поведения подвергаются показатели уровня самооценки, что максимально приближаются к адекватным; качественные изменения происходят в эмоциональной сфере (наблюдаются изменения в средних показателях базисных эмоций – гнев, страх, стыд, вина в сторону уменьшения, тогда как средние баллы положительных эмоций - интерес и радость повысились). Наибольшим изменениям подвергаются коммуникативные способности в направлении их повышения. Уменьшение различных уровней компьютерно-зависимого поведения у современных подростков является возможным только при комплексном использовании средств, направленных на развитие социально, эмоционально, духовно зрелой личности.

Достижение цели формирующего эксперимента – уменьшение компьютерной онлайн-зависимости – свидетельствуют положительные отзывы участников тренинга.

Например: Влад Н.: «Я благодарен за то, что нам предложили принять участие в этой работе. Сначала у меня было недоверие ко всему, что нам предлагали. Не хотелось занимать активную позицию. Хотелось наблюдать за всем, что происходит со стороны. Но постепенно возникал интерес ко всему, что происходит и постепенно я начал смотреть на свое увлечение сетью Интернет с другой стороны. Главное, я понял, что мое с первого взгляда безобидное увлечение, на самом деле «бомба замедленного действия»»;

Женя К.: «Я не хотела изначально участвовать в работе группы. Меня смущали правила, которых нужно было придерживаться. Часто хотелось сказать «Стоп, достаточно!» и не принимать участие в обсуждении. Было очень неловко, когда пришлось перед всеми делиться своим сокровенным, интимным. Мое подсознание на такую откровенность реагировало очень агрессивно. Но поборола любопытство – для чего мы все здесь собрались? И чем это все для нас закончится? И я радуюсь тому, что мое «эго» победило мою страсть к общению в сети, как главного «собеседника и советника во всех жизненных проблемах».

Светлана В. «Я поражена теми результатами, которые нам всем удалось достичь. Для большинства людей то, чем я горжусь как своим достижением – обычные, повседневные вещи. А для меня новые открытия мира, простите меня за пафос. Благодаря тренингам, у меня улучшились отношения с родителями. Вернее сказать, я просто поняла, что они требуют моего внимания и любви. Раньше каждую свободную минуту я проводила в кругу виртуальных друзей. Странно, еще год назад, смену природных сезонов я чувствовала по количеству одежды на себе, а сейчас я увидела, как возрождается природа, почувствовала запах весны».

Эти примеры отчетов демонстрируют не только положительную динамику, что происходила за время работы в тренинговой группе, но и через обратную связь указывают на те проблемы, которые сопровождают каждого участника на пути личностных изменений. Процесс этот сложный, прежде всего, с точки зрения осознания необходимости для каждого подростка лишения тех качеств, что мешают в жизни. Кроме того, личная неуверенность, потаенность, компенсирована высокомерием, негибкостью поведения и ее стандартностью, приводила к их нежеланию раскрывать свои слабые стороны, чтобы не поразить своего «Я». Только атмосфера постоянного уважения, поддержки каждого, нахождение и привлечение внимания к тем сторонам, которые являются положительными и не обострение акцентов на слабых сторонах дало возможность участникам почувствовать безопасность ситуации и возможность откровенного общения.

Обобщенный анализ количественных и качественных результатов проведенного экспериментального исследования, внедрение разработанной нами программы, направленной на предотвращение компьютерной онлайн-зависимости подростков, позволили сформировать ряд рекомендаций для психологов, учителей, в которых подчеркивается необходимость предоставления информации ученикам относительно негативного влияния Интернет технологий на личность подростка.

Проведенная коррекционная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу и дала возможность сформулировать следующие практические рекомендации по уменьшению компьютерной онлайн-зависимости подростков для практических психологов, учителей средних учебных заведений:

1. Знать психологические особенности формирования компьютерно-зависимого поведения в подростковом возрасте.

2. Практическим психологам проводить своевременное выявление учащихся с высоким уровнем проявления компьютерной онлайн-зависимости средствами психодиагностики (с включением опросника К.Янг, методики «Классификации мотивов пользователей Интернета» В.М.Арестовой).

3. Внедрять в работу психологической службы мероприятия по созданию условий для формирования навыков адекватного самооценивания подростков, развития коммуникативных способностей, толерантного способа взаимодействия с окружающими, выбора ценностных ориентиров, которые способствовали бы личностному совершенствованию школьников подросткового возраста, предоставлять подросткам информацию о технологии Интернет как фактор, негативного влияния на личность подростка, признаки, симптомы, причины и последствия погружения подростков в мир виртуальных событий.

4. Поддерживать ситуации успеха учеников, поощрять самостоятельность, ответственность, творческую инициативу, создавать общий эмоционально положительный фон в отношениях с подростками; утверждать ценности личностных достижений подростка.

5. Учителям развивать у себя и воспитанников чувство юмора, взаимоуважение, доверие.

Предотвращение дальнейшего формирования проявлений компьютерно-зависимого поведения среди подростков происходит при условии изменения отношения самой личности к подобного явления. Если подросток убежден, что взаимодействие с компьютером – это лучшее средство получения положительных эмоций, что сопровождается ощущением личной значимости, то требуется немало усилий, чтобы убедить его в обратном. Только через осознание негативных последствий взаимодействия с сетью Интернет учащиеся этого возраста способны идти путем лишения нежелательного поведения.

Итак, положительная динамика в показателях уровней проявления компьютерной онлайн-зависимости подростков, а также по большинству характерологических черт, которые свойственны подросткам с высоким уровнем компьютерной онлайн-зависимости, показывает эффективность разработанной и апробированной программы предотвращения компьютерной онлайн-зависимости.