Список литературы
1. Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // Независимый психиатрический журнал. – 2007. – №3. – С. 285-289.
2. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2009. – 230 с.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. – М.: Вестник Московского университета, 1997. – С. 15-23.
4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – 2-е изд. – М.: Магистр, 1998. – 113 с.
5. Болескина Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологические исследования. – 2002. – №9. – С. 80-87.
6. Боришевский М.И. Развитие саморегуляции поведения школьников. – 3-е изд. – Казань: ГПИ, 1994. – 277 с.
7. Боярова К.В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. – Харьков: Психология, 2006. – С. 41-46.
8. Бушай И.М. Психологические особенности развития «Я-образа» акцентуированных подростков: дис. ...канд. психол. наук : 19.00.07 /И.М. Бушай. – М., 2000. – 225 с.
9. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером: автореф. дис. … канд. психол. наук: 18.00.04 / А.Е. Войскунский. – М., 1990. – 25 с.
10. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии от Интернета // Психологический журнал. – 2005. – №5. – С. 90-100.
11. Венгер А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2011. – 320 с.
12. Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Журнал неврологии и психиатрии. – 2005. – №3. – С. 79-86.
13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. – М.: Экопсицентр РОСС, 2011. – С. 252-257.
14. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. – 2001. – №7. – С. 101-132.
15. Войскунский А.Е., Cмыслова О.В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. – 2003. – №4. – С. 35-39.
16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. – 3-е изд. – М.: Педагогика, 1983. – 273 с.
17. Гордяков О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологический журнал. – 2001. – №4. – С. 92-96.
18. Гримак Л.П. Грядущий век – век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии. – 2003. – №2. – С. 37-42.
19. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., Семке В.Я. Психопатология подросткового возраста. – 2-е изд. – Томск: Магистр, 1995. – 310 с.
20. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. – 2005. – №3. – С. 6-17.
21. Григорьев С.Г., Мильчакова В.А., Рыбалтович Д.Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт on-line-игры // Вестник психотерапии. – 2012. – №46. – С. 68-81.
22. Денисов A.A. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр Электронный ресурс // Медицинская психология в России. – 2011. – №6. – С. 36-44.
23. Ермоленко А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности // Психология. – 2011. – №2. – С. 22-26.
24.Жичкина Е.А. Интернет-зависимость // Научно-популярный журнал «Ломоносов». – 2009. – №7. – С. 17-25.
25.Жичкина А.Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. – 2011. – №5. – С. 102-111.
26.Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимость к азартным играм // Медик. – 2011. – №4. – С. 36-45.
27. Зайцев В.В. с соавт. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. – 2011. – №40. – С. 24-32.
28. Иванов Д.В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. – 1998. – №4. – С. 4-16.
29. Изард К. Эмоции человека. – 5-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 440 с.
30. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. – 2013. – №2. – С. 11-16.
31. Карвасарский Б.Д., Ледера С. Групповая психотерапия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 2011. – 385 с.
32. Клейберг М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – 3-е изд. – М.: Педагогика, 1992. – 180 с.
33. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – 2-е изд. – Казань: Школа, 1979. – 187 с.
34. Кочина М.Л., Подригало Л.В., Яворский А.В. и др. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков // Компьютерные игры. – 2011. – №9. – С. 111-117.
35. Коптелова Н.И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 547-549.
36. Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 970-973.
37. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и медицинской психологии. – 1992. – №3. – С. 9-16.
38. Ковтун Е.В. Азарт в Стране Советов. – М.: Олимп-Бизнес, 2012. – 312 с.
39.Крайг Г. Психология развития. – 3-е изд. – СПб.: Питер Ком, 2010. – 416 с.
40. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – 2-е изд. – М.: УРАО, 2002. – 176 с.
41. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – 3-е изд. – М.: Фолиум, 1997. – 270 с.
42. Лысенко П.C. Патопсихологическая диагностика и коррекция расстройств личности у больных наркоманией и алкоголизмом. – 3-е изд. – Казань: Здоровье, 2000. – 260 с.
43. Лисина М.И. Современная детская психология // Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С. 112-115.
44. Ларионова С.Ю. Интернет-зависимость у подростков // Психологическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 241-247.
45. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Психология в системах «человек – техника» // Техника. – 2003. – №15. – С. 29-37.
46. Лоскутова В.А. Феномен интернет-зависимости и психотерапевтические ресурсы // Тез. докл. Весенней науч.-практ. конф. ОППЛ. – М.: ОПЛ, 2001. – С. 21-26.
47. Максимова Н.Ю. Психологические аспекты профилактики алкоголизма и наркомании подростков. – 2-е изд. – Казань: СДО, 1995. – 170 с.
48. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости:алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и др. – 3-е изд. – Оренбург: Оис, 1998. – 162 с.
49.Малыгина М.А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости. – 2-е изд. – М.: Авант, 2011. – 170 с.
50. Минаков А.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет) // Международные конференции. — СПб.: Психология, 1999. – С. 330-337.
51. Мизерная А.А. Коррекционная тренинговая программа «Самосовершенствование» для преодоления агрессивных проявлений среди подростков // Практическая психология и социальная работа. – 2004. – №4. – С. 54-60.
52. Марьина О.В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 17-22.
53. Милютина К.Л. Теория и практика психологического тренинга. – 2-е изд. – Казань: МАУП, 2004. – 186 с.
54. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии. – 3-е изд. – М.: АСТ, 2001. – 140 с.
55. Орнштейн А. Эротическая страсть: еще одна форма аддикции. – 2-е изд. – М.: ЛИНГ, 2000. – 120 с.
56.Пережогин Л.О. Интернет – аддикция в подростковой среде // Психологический журнал. – 2009. – №9. – С. 145-151.
57. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – 3-е изд. – М.: МГУ, 1982. – 208 с.
58. Ритчелл О. Компьютерные аддикции // Психиатрик Таймс. – 2001. – №3. – С. 34-38.
59. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. – 1991. – №9. – С. 139-144.
60.Роджерс К. О групповой психотерапии. – 3-е изд. – М.: Гиль-Эстель, 1994. – 322 с.
61. Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». – Караганда: Каргу, 2002. – С. 172-176.
62. Солдатова Г.О. Пойманные одной сетью. Социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. – 3-е изд. – М.: ФРИ, 2012. – 320 с.
63. Сураткина Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ю.Н. Сураткина. – Сургут, 2010. – 154 с.
64. Трафимчик Ж.И. Интегративный подход к проблемам Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью // Психология. – 2011. – №4. – С. 24-28.
65. Турченко Е.И. Психологическая диагностика и коррекция личности трудновоспитуемых детей и подростков. – 3-е изд. – Казань: ИЗМН, 1998. – 320 с.
66. Тучкин И.Е. Патохарактерологические исследования подростков. – 3-е изд. – М.: Ленинград, 2009. – 308 с.
67. Тришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А.В. Гришина. – Нижний Новгород, 2011. – 196 с.
68. Уткина Т.А. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Т.А. Уткина. Московский городской психолого-педагогический университет]. – Москва, 2013. – 136 с.
69.Унделл К. Интернет аддикции в колледже // Бихевиор. – 2001. – №2. – С. 11-17.
70. Федоров А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 785-789.
71. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – 2-е изд. – СПб.: Ювента, 1998. – 256 с.
72. Цой Н.А. Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. – №4. – С. 72-85.
73. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения подростков // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 79-87.
74. Щелина С.О., Любаев А.В. Изучение феномена интернет-зависимости у подростков с девиантным поведением в условиях СОШ // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы международной заочной научно-практической конференции. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 280-285.
75. Щелина Т.Т., Любаев А.В. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – С. 330-338.
76. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – 3-е изд. – СПб.: Летний сад, 2009. – 416 с.
77. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 55-61.
78. Янг К.C. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – №2. – С. 24-29.
79. Ясперс К. Общая психопатология. – 3-е изд. – М.: Практика, 1997. – 108 с.
80. Янг К.С. Пойманные сетью. – 2-е изд. – Нью-Йорк: Нью-Йорк Таймс, 2001. – 255 с.
81. Онлайн-игры // Вяземский городской портал. URL: http://vyazma-market.ru/action/news/nid/463/ (дата обращения: 20.05.2016).
Приложение 1
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались? | |||||
2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? | |||||
3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? | |||||
4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн? | |||||
5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? | |||||
6. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети? | |||||
7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое? | |||||
8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом? | |||||
9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети? | |||||
10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете? | |||||
11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете? | |||||
12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? | |||||
13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети? | |||||
14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? | |||||
15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн? | |||||
16. Часто ли Вы говорите себе «еще минутку», находясь он-лайн? | |||||
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети? | |||||
18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети? | |||||
19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями? | |||||
20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? |
Приложение 2
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогической помощи подросткам с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью…………..………………..…….……………………..…10
- Глава 2. Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости……………..…….…….52
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогической помощи подросткам с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью
- 1.1. Проблема развития компьютерной онлайн-зависимости у обучающихся в современной педагогике и психологии
- 1.2. Причины, факторы, этапы развития компьютерной онлайн-зависимости в подростковом возрасте
- 1.3. Психологические особенности подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью и возможности оказания им психолого-педагогической помощи
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости
- 2.1. Изучение психологических особенностей подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью
- 2.2. Программа психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости
- 2.3. Динамика результатов по итогам реализации разработанной программы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы
- Авторский опросник
- Центр социальной помощи семье и детям