2.3. Динамика результатов по итогам реализации разработанной программы
С целью определения эффективности формирующего эксперимента перед началом и в конце его проводились исходный и конечный срезы психологических особенностей респондентов. В контрольной и в экспериментальной группах замерялись показатели психологических особенностей, которые использовались в констатирующем эксперименте. В выбранный нами комплекс психодиагностических методик для контрольного обследования вошли методики, которые использовались в констатирующем эксперименте.
Данные обрабатывались с помощью статистических методов, принятых в психологии: t-критерия Стьюдента, χ2 - критерия Пирсона, φ-критерия Фишера [49, с.27].
После проведенного формирующего эксперимента наблюдаются существенные изменения в уровнях самооценки учащихся экспериментальной группы (табл. 2.6):
Таблица 2.6 Уровни самооценки в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента в (%)
| ЭГ | КГ | ||
Самооценка | до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента |
Завышенная | 28 | 28 | 30 | 30 |
Адекватная | 18 | 50 | 22 | 26 |
Заниженная | 54 | 22 | 48 | 44 |
Использование χ2 – критерия Пирсона доказывает наличие достоверных изменений, что произошли после эксперимента на уровне значимости (χ2=76,29) в экспериментальной группе с погрешностью не более 0,01%. Наблюдается повышение уровня самооценки до адекватного у учащихся этой группы почти в три раза (18% - 50%).
В контрольной группе значительной динамики не произошло, что доказывает успешность проведенной программы предотвращения компьютерно-зависимого поведения подростков.
В таблице 2.7 представлен сравнительный анализ доминирующих эмоций в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента.
Таблица 2.7 Средние значения частоты переживания базисных эмоций в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента
Базисные эмоции | ЭГ | КГ | ||
до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента | |
1. Интерес | 2,4 | 3,8 | 2,5 | 2,5 |
2. Радость | 2,2 | 3,6 | 2,0 | 2,2 |
3. Удивление | 1,9 | 3,2 | 1,8 | 1,9 |
4. Горе | 2,7 | 3,0 | 2,8 | 2,6 |
5. Гнев | 2,6 | 1,7 | 2,7 | 2,6 |
6.Отвращение | 2,8 | 2,4 | 2,8 | 2,7 |
7.Призрение | 2,6 | 2,3 | 2,6 | 2,6 |
8. Страх | 3,9 | 1,8 | 3,3 | 3,7 |
9. Стыд | 3,7 | 2,1 | 3,6 | 3,6 |
10. Вина | 3,4 | 1,9 | 3,2 | 3,4 |
В экспериментальной группе в результате формирующего эксперимента наблюдаются изменения в средних показателях базовых эмоций – гнев, страх, стыд, вина в сторону уменьшения (табл. 2.7), тогда как средние баллы эмоций - интерес и радость повысились. Статистический анализ с использованием t-критерия Стьюдента показал явное уменьшение средних показателей негативных эмоций: гнев (t=6,964; р≤0,05), стыд (t=5,461; р≤0,05), вина (t=4,941; р≤0,05), страх (t=3,100; р≤0,05), наряду с относительным повышением эмоций – любопытство (t=4,581; р≤0,05), радость (t=4,342; р≤0,05) у подростков экспериментальной группы.
Также, можно проследить, снижение ряда средних показателей негативных эмоций в контрольной группе, но не на значимом уровне. Анализ компонента «возможности личности», который проводился по результатам выявления коммуникативных и организационных качеств (КОС-2), показывает наличие качественных изменений у подростков, которые прошли курс тренинговой программы. Так, если на первом срезе у подростков с высоким уровнем компьютерной онлайн-зависимости преобладали низкий и средний уровни коммуникативных способностей, то в контрольном опросе поднялся средний и высокий уровни коммуникативных способностей. Результат второго среза исследуемых контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 Динамика уровней коммуникативных способностей в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента в (%)
Уровни коммуникативных способностей | До эксперимента | После эксперимента | ||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | |
Высокий | 30 | 30 | 32 | 38 |
Средний | 32 | 32 | 32 | 42 |
Низкий | 38 | 38 | 36 | 20 |
Данные результаты указывают на определенное изменение уровней коммуникативных способностей (в направлении их повышения) тех учащихся, которые принимали участие в программе предупреждения компьютерной онлайн-зависимости, и отсутствие явных изменений у подростков, с кем такая работа не проводилась.
Данные экспериментальной группы доказывают: у подростков, участвовавших в эксперименте, заметно увеличивается высокий (на 8%) и средний (10%) уровни коммуникативных способностей, соответственно, уменьшается низкий уровень коммуникативных способностей (на 18%). То есть, в результате проведенного формирующего эксперимента у подростков ЭГ произошло повышение уровня коммуникативных способностей. Различие в количественных данных до и после проведения эмпирического исследования подтверждена по φ*– критерию Фишера.
Для доказательства нашей гипотезы необходимо определиться в том, как отразились коррекционные воздействия на уровне компьютерной онлайн-зависимости в экспериментальной группе. Процедура распределения на подгруппы происходила аналогично той, которая была проведена нами в констатирующем эксперименте (рис. 2.2).
Согласно представленным данным (рис. 2.2) изменения соотношения уровней в КГ почти не произошло. В ЭГ после проведенной коррекционной работы распределение уровней имеет тенденцию к уменьшению высокого уровня и увеличение количества исследуемых с низким уровнем компьютерной онлайн-зависимости. Причем увеличение процентной доли среднего уровня произошло за счет тех, кто имел высокий уровень, а доля низкого уровня пополнилась теми, кто до эксперимента имел средний уровень проявления компьютерной онлайн-зависимости.
Рис 2.2. Динамика уровней компьютерной онлайн-зависимости в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента
Сравнение данных с использованием χ2 - критерия Пирсона [14, с.110] доказывает наличие достоверных изменений, что произошли после эксперимента на уровне значимости (χ2=33,51) в экспериментальной группе с погрешностью не больше 0,01%. В контрольной группе значимой динамики не произошло. Следовательно, существенных перемен в результате психологической коррекции компьютерно-зависимого поведения подвергаются показатели уровня самооценки, что максимально приближаются к адекватным; качественные изменения происходят в эмоциональной сфере (наблюдаются изменения в средних показателях базисных эмоций – гнев, страх, стыд, вина в сторону уменьшения, тогда как средние баллы положительных эмоций - интерес и радость повысились). Наибольшим изменениям подвергаются коммуникативные способности в направлении их повышения. Уменьшение различных уровней компьютерно-зависимого поведения у современных подростков является возможным только при комплексном использовании средств, направленных на развитие социально, эмоционально, духовно зрелой личности.
Достижение цели формирующего эксперимента – уменьшение компьютерной онлайн-зависимости – свидетельствуют положительные отзывы участников тренинга.
Например: Влад Н.: «Я благодарен за то, что нам предложили принять участие в этой работе. Сначала у меня было недоверие ко всему, что нам предлагали. Не хотелось занимать активную позицию. Хотелось наблюдать за всем, что происходит со стороны. Но постепенно возникал интерес ко всему, что происходит и постепенно я начал смотреть на свое увлечение сетью Интернет с другой стороны. Главное, я понял, что мое с первого взгляда безобидное увлечение, на самом деле «бомба замедленного действия»»;
Женя К.: «Я не хотела изначально участвовать в работе группы. Меня смущали правила, которых нужно было придерживаться. Часто хотелось сказать «Стоп, достаточно!» и не принимать участие в обсуждении. Было очень неловко, когда пришлось перед всеми делиться своим сокровенным, интимным. Мое подсознание на такую откровенность реагировало очень агрессивно. Но поборола любопытство – для чего мы все здесь собрались? И чем это все для нас закончится? И я радуюсь тому, что мое «эго» победило мою страсть к общению в сети, как главного «собеседника и советника во всех жизненных проблемах».
Светлана В. «Я поражена теми результатами, которые нам всем удалось достичь. Для большинства людей то, чем я горжусь как своим достижением – обычные, повседневные вещи. А для меня новые открытия мира, простите меня за пафос. Благодаря тренингам, у меня улучшились отношения с родителями. Вернее сказать, я просто поняла, что они требуют моего внимания и любви. Раньше каждую свободную минуту я проводила в кругу виртуальных друзей. Странно, еще год назад, смену природных сезонов я чувствовала по количеству одежды на себе, а сейчас я увидела, как возрождается природа, почувствовала запах весны».
Эти примеры отчетов демонстрируют не только положительную динамику, что происходила за время работы в тренинговой группе, но и через обратную связь указывают на те проблемы, которые сопровождают каждого участника на пути личностных изменений. Процесс этот сложный, прежде всего, с точки зрения осознания необходимости для каждого подростка лишения тех качеств, что мешают в жизни. Кроме того, личная неуверенность, потаенность, компенсирована высокомерием, негибкостью поведения и ее стандартностью, приводила к их нежеланию раскрывать свои слабые стороны, чтобы не поразить своего «Я». Только атмосфера постоянного уважения, поддержки каждого, нахождение и привлечение внимания к тем сторонам, которые являются положительными и не обострение акцентов на слабых сторонах дало возможность участникам почувствовать безопасность ситуации и возможность откровенного общения.
Обобщенный анализ количественных и качественных результатов проведенного экспериментального исследования, внедрение разработанной нами программы, направленной на предотвращение компьютерной онлайн-зависимости подростков, позволили сформировать ряд рекомендаций для психологов, учителей, в которых подчеркивается необходимость предоставления информации ученикам относительно негативного влияния Интернет технологий на личность подростка.
Проведенная коррекционная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу и дала возможность сформулировать следующие практические рекомендации по уменьшению компьютерной онлайн-зависимости подростков для практических психологов, учителей средних учебных заведений:
1. Знать психологические особенности формирования компьютерно-зависимого поведения в подростковом возрасте.
2. Практическим психологам проводить своевременное выявление учащихся с высоким уровнем проявления компьютерной онлайн-зависимости средствами психодиагностики (с включением опросника К.Янг, методики «Классификации мотивов пользователей Интернета» В.М.Арестовой).
3. Внедрять в работу психологической службы мероприятия по созданию условий для формирования навыков адекватного самооценивания подростков, развития коммуникативных способностей, толерантного способа взаимодействия с окружающими, выбора ценностных ориентиров, которые способствовали бы личностному совершенствованию школьников подросткового возраста, предоставлять подросткам информацию о технологии Интернет как фактор, негативного влияния на личность подростка, признаки, симптомы, причины и последствия погружения подростков в мир виртуальных событий.
4. Поддерживать ситуации успеха учеников, поощрять самостоятельность, ответственность, творческую инициативу, создавать общий эмоционально положительный фон в отношениях с подростками; утверждать ценности личностных достижений подростка.
5. Учителям развивать у себя и воспитанников чувство юмора, взаимоуважение, доверие.
Предотвращение дальнейшего формирования проявлений компьютерно-зависимого поведения среди подростков происходит при условии изменения отношения самой личности к подобного явления. Если подросток убежден, что взаимодействие с компьютером – это лучшее средство получения положительных эмоций, что сопровождается ощущением личной значимости, то требуется немало усилий, чтобы убедить его в обратном. Только через осознание негативных последствий взаимодействия с сетью Интернет учащиеся этого возраста способны идти путем лишения нежелательного поведения.
Итак, положительная динамика в показателях уровней проявления компьютерной онлайн-зависимости подростков, а также по большинству характерологических черт, которые свойственны подросткам с высоким уровнем компьютерной онлайн-зависимости, показывает эффективность разработанной и апробированной программы предотвращения компьютерной онлайн-зависимости.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогической помощи подросткам с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью…………..………………..…….……………………..…10
- Глава 2. Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости……………..…….…….52
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогической помощи подросткам с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью
- 1.1. Проблема развития компьютерной онлайн-зависимости у обучающихся в современной педагогике и психологии
- 1.2. Причины, факторы, этапы развития компьютерной онлайн-зависимости в подростковом возрасте
- 1.3. Психологические особенности подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью и возможности оказания им психолого-педагогической помощи
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости
- 2.1. Изучение психологических особенностей подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью
- 2.2. Программа психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости
- 2.3. Динамика результатов по итогам реализации разработанной программы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы
- Авторский опросник
- Центр социальной помощи семье и детям