logo search
Романин_основы психотерапии

Трансакционный анализ

Американский психолог Эрик Бёрн создал самостоятельное психотерапевтическое направление, которое получило широкое распространение во всем мире под названием трансакционный анализ. Слово трансакцияпереводится как взаимодействие и, со­ответственно, понятие трансакционный анализ подразумевает анализ взаимодействия, а проще - общения людей.

Трансакционный анализ строится на том, что в основе любых форм неадаптивного (несоответствующего, неудовлетворительно­го) поведения человека лежат определенные запрограммирован­ные на уровне подсознания схемы взаимоотношений и взаимодей­ствия. Эрик Бёрн называет эти схемы взаимоотношений играми, в которые мы, сами того не сознавая, играем всю нашу жизнь.

Трансакционный анализ предусматривает разделение моделей взаимоотношений (игр) на разыгрываниетрехосновных ролей на­шего Я. Оно (нашеЯ) может выступать в роли Родителя, Взросло­го и Ребенка. Эти роли непостоянны и периодически меняются у одного и того же человека в зависимости от ситуации и от вос­приятия им образа и поведения того, с кем он общается.

Вот традиционная схема объяснения этого исходного положе­ния трансакционного анализа Эрика Бёрна.

Родитель. Каждый человек сохраняет в себе образ своих роди­телей и невольно (а иногда и с долей сознательного намерения) подражает в определенных ситуациях моделям их поведения (или одного из них), то есть ведет себя как Родитель.

Взрослый. Каждый человек способен чаще или реже восприни­мать ситуацию и себя вполне объективно, зрело. Состояние тако­го зрелого объективного восприятия реальности и называется со­стоянием Взрослый.

Ребенок. Каждый человек сохранил в себе восприятие себя как ребенка, то есть в определенных ситуациях независимо от возрас­та ощущает себя мальчиком или девочкой из своего прошлого.

В трансакционном анализе процесс общения подразделяется на условные единицы общения, которые называются трансакциями. Трансакции подразделяются на трансакционные стимулы и трансакционные реакции. Все виды обращения к другому человеку относятся к категории трасакционных стимулов. А все виды отве­тов на эти или другие обращения считаются трансакционными реакциями.

Трансакционный анализ и заключается в анализе всех основ­ных трансакций с помощью разработанных Э.Бёрном специаль­ных диаграмм (см.: Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. -СПб., 1992).

Согласно концепции трансакционного анализа большинство людей уже с детства начинает неосознанно заменять естественное общение определенными играми в общениеЭто происходит в тех случаях, когда у ребенка возникает потребность уйти от реальной ситуации, от личной ответственности, что-то выгадать в мораль­ном смысле (самоутверждение, спасение самолюбия и т.п.) или в материальном (какой-нибудь подарок).

Ребенок начинает неосознанно изображать себя не тем, кем он является: более маленьким, слабым, несчастным или, напротив, более взрослым, родительски-начальственно относящимся к свер­стникам и т.п. Эти защитные психологические механизмы, кото­рые сначала, казалось бы, позволяют что-то выгадать, в конечном итоге входят в привычку и закрепляют выбранный (неосознанно) тип поведения.

Нередко такая игра в того, кем ты на самом деле не являешься, продолжается всю жизнь и уже приносит не выгоду, а фрустрацию и даже страдания, так как не позволяет выйти на естественные от­ношения с другими, выразить свои истинные чувства. Вся загвоздка состоит в том, что индивид не только сам включился в эту игру, но и включил в нее других, которые также неосознанно подыгрывают той роли, которую он отвел себе и им. Поэтому отказаться от игры чрезвычайно сложно, так как она уже стала стереотипом не только твоего отношения к другим, но и их отношения к тебе.

Чаще всего индивид даже не сознает свою игру, то есть неесте­ственную для его натуры и для решения его проблем манеру пове­дения, но природу не обманешь, и эта неестественность начинает мучить его.

Сергей Есенин писал:

Но вам не понять, как много мук

Приносят изломанные, лживые жесты

В отличие от Есенина большинство обращающихся к психоте­рапевту людей не осознают «лживости жестов», то есть выбран­ной ими игры в общение вместо нормального общения, и находят своим проблемам и страданиям опять же ложные объяснения, а значит, не могут решить эти проблемы.

Эрик Бёрн указывает, что возможен и так называемый патоло­гический выбор игры, когдаудовлетворение приносит именно не­удовлетворениежеланий, позволяющее чувствовать себя малень­ким, несчастным, а главное уходящим от личной ответственности (не только перед другими, но и перед самим собой) за решение своих проблем.

В качестве иллюстрации патологического выбора игры Э.Бёрн приводит пример, когда мужчина, привыкший в детстве получать внимание от собственной матери в форме критики и наказаний, продолжает во взрослом возрасте «как бы нечаянно» совершать поступки, вызывающие на себя гнев со стороны женщины (это может быть жена, начальница на работе и т.д.), что будет прино­сить ему неосознаваемое удовлетворение от переживания своего детского состояния, оказанного ему пусть негативного внимания и испытываемого при этом чувства вины.

Эрик Бёрн составил целую картотеку подобных игр, которые часто повторяются в психотерапевтической практике. В качестве примера можно привести описание игры «Если бы не ты», до­вольно типичной для супружеских отношений (из книги Э. Бёрна «Игры, в которые играют люди»).

«...Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не нау­чилась танцевать. После того как она прошла курс лечения у пси­хотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувство­вать себя менее уверенно и стал больше ей разрешать. Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельности и записа­лась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей при­шлось отказаться от своей затеи.

Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему по­добных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента. Это в дальнейшем дало ей возмож­ность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами, «если бы не он». У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в «Если бы не он».

Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу, запрещая делать то, чего она сама очень боялась. Более того, он фактически даже не давал ей возмож­ности догадаться о своем страхе. Это, наверное, и была одна из при­чин, по которой ее Ребеноквесьма прозорливо выбрал такого мужа...

Таким образом, миссис Уайт занимается игрой, подлинные причины которой (избегание пугающих ее ситуаций) не осознают­ся. Игра предполагает наличие двух ролей: мужа-тирана и подав­ляемой им жены».

В соответствии с практикой трансакционного анализа первым шагом к решению проблемы клиента является его признание того, что он до этого вел себя неестественно, то есть играл.

Следующий шаг - убедить его в необходимости отказаться от игры, иначе проблема так и не будет решена. Однако здесь одна, но очень существенная сложность.

Дело в том (и мы уже неоднократно повторяли это), что в большинстве случаев эта игра уже настолько автоматизирована, что по пословице «привычка - вторая натура» стала неотъемле­мой частью состояния и поведения клиента, от которой ему очень трудно избавиться, даже признав, что это необходимо. Поэтому на данном этапе от психотерапевта требуется не только умение убеждать, но и решительно действовать.

Что же это за действия? В первую очередь это отказ играть в игру клиента. Ведь для игры в определенный стиль общения тре­буется, чтобы ваш партнер принял отведенную ему вами роль.

Например, клиент может играть выбранную им роль «Ребенок» (то есть несамостоятельный, уходящий от ответственности за са­мого себя) лишь если ваш стиль общения с ним именно как с большим ребенком.

В большинстве случаев мы так и делаем, то есть начинаем общаться с клиентом так, как он себя поставит. Это естествен­ная потребность нормального человека в поддержании общения, так как у нормального человека существует целая гамма оттен­ков неосознанной межличностной адаптации к разным людям и ситуациям.

У невротика такая адаптация нарушена, и ему трудно пере­ключиться на разные стили, он неосознанно держится как за спа­сительную соломинку за выбранный им стиль и требует соответ­ствующего ответа на него. Так вот, поведенческой задачей психо­терапевта является категорический отказ от подыгрывания клиен­ту в выбранной им игре.

Например, клиент или клиентка обращается к вам в привыч­ном для нее стиле взрослого ребенка (капризного и несамостоя­тельного), а Вы, как психотерапевт, в упор этого не замечаете и отвечаете как взрослый взрослому.

Э.Бёрн называет это проявлением необходимой жестокости. Это не преувеличение. Действительно, клиенту, который пришел как жалобный ребенок, ищущий помощи, становится «холодно» от такого неприятия его игры, за которым ему видится и непони­мание его проблем. Словно вы бросаете его маленького и безза­щитного, заняв черствую позицию формального общения.

В какой-то мере вы действительно его «бросаете», но лишь так, как отпускают в воде учащегося плавать при готовности подхва­тить его, если он начнет тонуть. То есть эта «жестокость» непри­ятия игры должна сопровождаться тонким чутьем психотерапев­та, который должен постоянно следить, чтобы у клиента не воз­никло ощущения полного разрыва с психотерапевтом и невоз­можности получить от него помощь.

Для этого занятая терапевтом поведенческая позиция должна предваряться и периодически подкрепляться разъяснением ее пра­вильности и необходимости. Ведь при правильном воспитании (цель которого всегда - подготовка ребенка к самостоятельной жизни) взрослые должны общаться с ребенком так, чтобы он на­чинал себя чувствовать все более взрослым, самостоятельным и ответственным за свои поступки.

А с невротической личностью чаще всего дело обстоит совсем наоборот: взрослая девушка, женщина или мужчина занимают по­зицию ребенка, уходя от ответственности и необходимости решать собственные проблемы. Значит, задача психотерапевта помочь по­взрослеть этому большому ребенку в его возрасте, раз уж это не получилось в детстве, когда у него и сформировался этот стиль игры.

И начинается это с того, что психотерапевт отказывается иг­рать в эту игру и постоянно, несмотря ни на какие старания кли­ента, обращается с ним как взрослый со взрослым. Через некото­рое время клиент начинает чувствовать фальшивость своей роли, которую разоблачает терапевт тем, что не замечает игры и не от­вечает на нее.

В этой ситуации многие клиенты после нескольких безуспеш­ных попыток переключить терапевта на привычный им стиль об­щения теряются, некоторые даже сникают и впадают в отчаяние, будучи не в силах перейти на нормальные отношения по схеме Взрослый-Взрослый.

В этот трудный момент психотерапевт должен уметь приме­нить наиболее подходящие приемы из своего арсенала. Так, кроме разъяснения необходимости своей манеры поведения и отказа клиента от игры, он может использовать юмор, доброжелательно и тактично приглашая клиента увидеть смешные стороны в своей роли ребенка и вместе посмеяться над ними.

Этот прием может быть очень эффективен, но требует большо­го такта и наличия чувства юмора у клиента, иначе это может вы­звать обиду и вместо налаживания терапевтического контакта спровоцирует уход клиента в себя и потерю веры в свои возмож­ности или в данного психотерапевта.

Важным средством разрушения игры является так называемый антитезис игры, когда терапевт отвечает клиенту на его игру, по­ведение противоположным тому, на которое рассчитывает кли­ент. Так, например, антитезисом вышеприведенной игры «Если бы не ты» будет неожиданное снятие запретов. Когда жена в оче­редной раз начнет причитать: «Если бы не ты, то я бы пошла учиться, работать или ходила бы чаще в музеи и на концерты», муж, вместо привычного терпеливого молчания, говорит: «Слушай, замечательная мысль. Я считаю, что тебе обязательно надо это сделать и не откладывая. Я буду только рад этому».

Не почувствовав внешнего сопротивления, на которое можно было бы свалить свою пассивность и неудовлетворенность, кли­ент как бы теряет самозащиту и либо вынужден искать другие причины, либо согласиться с терапевтом, что решение проблемы не в других, а в нем самом и в занятой им жизненной позиции (то есть в выбранной игре). Если муж вместо запрета скажет: «Ради Бога», то замаскированные страхи выйдут наружу и с ними мож­но будет работать.

Практика трансакционного анализа показывает, что нередко «одно лишь осознание своей игры, происходящее при ее разруше­нии (или при последовательном разъяснении психотерапевта) мо­жет привести к исцелению» (Н.Линде).

Вопросы для самопроверки

1. Кто автор трансакционного анализа?

2. В чем сущность трансакционного анализа?

3. Какие роли существуют в трансакционном анализе?

4. Кратко охарактеризуйте роль родителя.

5. Кратко охарактеризуйте роль взрослого.

6. Кратко охарактеризуйте роль ребенка.

7. Приведите примеры действий психотерапевта по разрушению ролей ро­дителя и ребенка (если это необходимо).