Личность ребенка младшего школьного возраста
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Обратимся к обсуждению изменений, которые происходят со звеньями самосознания в младшем школьном возрасте.
- Раздел 1 Возрастная психология как наука
- Факторы, определяющие психическое развитие Условия психического развития Исторически обусловленные реальности существования человека
- Предпосылки развития психики Биологические предпосылки
- Взаимодействие биологического и социального факторов
- Социальное наследование
- Раздел 2. Младший школьный возраст
- Особенности общения Место ребенка в системе общественных отношений
- Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе
- Умственное развитие Устная и письменная речь
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность ребенка младшего школьного возраста
- Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования
- Притязание на признание со стороны взрослых
- Развитие чувств
- Учебная деятельность Готовность к школе
- Общая характеристика учебной деятельности
- Игра и ученье в младшем школьном возрасте
- Влияние ученья на умственное развитие
- Влияние ученья на развитие личности
- Раздел III. Отрочество
- Условия и образ жизни Социальная ситуация в жизни отрока
- В условиях семьи
- В школе и в училище
- Учебная деятельность и ориентация на труд Учебная деятельность
- Ориентация на труд и общественно полезную деятельность
- Особенности общения Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции Общение подростка со взрослыми
- Общение со сверстниками
- Совместное отчуждение от взрослых
- Общение со сверстниками противоположного пола
- Формы общения со сверстниками противоположного пола
- Сексуальность в отрочестве
- Умственное развитие Развитие речи Вхождение в реальность знаковых систем языка
- Верхний уровень речевой культуры
- Школа, язык и индивидуализация
- Подростковая языковая субкультура
- Развитие высших психических функций Сенсорное развитие
- Восприятие музыки
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность отрока Особенности идентификации с собственным «я». Кризис личности в отрочестве Идентификация с собственным «я».
- Кризис личности
- Самосознание в отрочестве
- Тело, лицо, имя
- Половая идентификация
- Социальное пространство