Школа, язык и индивидуализация
Дж. Брунер подчеркивает роль школы в формировании независимых, оторванных от непосредственной ситуации способов мышления, обусловленных отделением слова от обозначаемой вещи и повседневной действительности. При этом он придает большое значение письменной речи, которая вводит ученика в особую реальность. «Реализм как мировоззрение характеризуется, в частности, представлениями, которые человек имеет о языке и слове, а также его представлением о мышлении вообще. Когда слово рассматривается как нечто столь же реальное, как и обозначаемый им предмет, такая психологическая установка... называется вербальным реализмом. Школа отделяет вещь от слова и тем самым разрушает словесный реализм, создавая впервые ситуацию, когда слова постоянно и систематически выступают отдельно от обозначаемых ими вещей... Иначе говоря, последовательность объект - имя перестает быть обязательной»(СНОСКА: Там же.-С. 352.) Речевые знаки перестают восприниматься как свойства обозначаемых вещей. Слово как знак позволяет отказаться от пресловутого словесного реализма, что открывает путь для символических процессов, для мышления «в терминах возможного, а не действительного». Как пишет Дж. Брунер, «открывается путь для возникновения тех стадий формальных операций, о которых говорил Ж. Пиаже, когда реальное становится лишь одним из вариантов возможного» (СНОСКА: Там же. - С. 353. )
Освобождение от вербального реализма приводит подростка в реальность самого языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития. Говоря о верхнем уровне речевого развития у подростков, следует не забывать, какую огромную дистанцию проходят эти подростки в сравнении со своими далеко отставшими сверстниками. Эта пропасть может так никогда уже и не исчезнуть
- Раздел 1 Возрастная психология как наука
- Факторы, определяющие психическое развитие Условия психического развития Исторически обусловленные реальности существования человека
- Предпосылки развития психики Биологические предпосылки
- Взаимодействие биологического и социального факторов
- Социальное наследование
- Раздел 2. Младший школьный возраст
- Особенности общения Место ребенка в системе общественных отношений
- Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе
- Умственное развитие Устная и письменная речь
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность ребенка младшего школьного возраста
- Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования
- Притязание на признание со стороны взрослых
- Развитие чувств
- Учебная деятельность Готовность к школе
- Общая характеристика учебной деятельности
- Игра и ученье в младшем школьном возрасте
- Влияние ученья на умственное развитие
- Влияние ученья на развитие личности
- Раздел III. Отрочество
- Условия и образ жизни Социальная ситуация в жизни отрока
- В условиях семьи
- В школе и в училище
- Учебная деятельность и ориентация на труд Учебная деятельность
- Ориентация на труд и общественно полезную деятельность
- Особенности общения Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции Общение подростка со взрослыми
- Общение со сверстниками
- Совместное отчуждение от взрослых
- Общение со сверстниками противоположного пола
- Формы общения со сверстниками противоположного пола
- Сексуальность в отрочестве
- Умственное развитие Развитие речи Вхождение в реальность знаковых систем языка
- Верхний уровень речевой культуры
- Школа, язык и индивидуализация
- Подростковая языковая субкультура
- Развитие высших психических функций Сенсорное развитие
- Восприятие музыки
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность отрока Особенности идентификации с собственным «я». Кризис личности в отрочестве Идентификация с собственным «я».
- Кризис личности
- Самосознание в отрочестве
- Тело, лицо, имя
- Половая идентификация
- Социальное пространство