Ориентация на труд и общественно полезную деятельность
В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования. В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности - это возможность заработать деньги. При этом подростки еще недостаточно оценивают значение таких качеств личности, как трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей. Особенно это относится к городским подросткам. Они обычно быстро загораются трудовым энтузиазмом и быстро охладевают, ведь в городской квартире у них нет постоянных достаточно серьезных обязанностей. Сельские подростки чаще имеют привычку к систематическому труду, у них может быть развито чувство ответственности.
Однако именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться с многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.
Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, на ответственное отношение к результату труда.
Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной школы или частного лицея, получают возможность реализовать себя, обучаясь прикладному мастерству в разного рода училищах. Сфера производства предметного мира испокон веков ценима в человеческой культуре. Подросток может учиться производить: предметы, необходимые человеку в обыденной жизни и в труде; эстетические предметы, украшающие нашу повсеместную жизнь (от одежды до произведений ювелиров, краснодеревщиков и дизайнеров); кондитерские и гастрономические продукты, дарующие людям радость от вкусовых ощущений, запаха и эстетического их вида на праздничном столе или за прилавком кафе, магазина.
Подростки, имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией. Все это определяет социальную защищенность человека в обществе.
Подростки обычно участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической жизни, в организаторском труде, в общественно полезной работе и т.п.
По объему затрачиваемого времени подросток в современных условиях занят в наибольшей мере учебой, если он, конечно, учится. Но учение, сохраняя актуальность, по психологической роли не является теперь ведущей деятельностью для подавляющего числа школьников. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и ищут применения себе в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел. Сюда входят физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов; совместная интеллектуальная деятельность, направленная на обогащение себя рефлексивными способностями и новыми знаниями; общественно-политическая деятельность и др.
В число огромного разнообразия приложения подростковой активности входит общественно полезная деятельность.
Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы в нашей стране занимался Д. И. Фельдштейн, который отнес эту деятельность подростков к ведущему типу(СНОСКА: Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков.- М.,1982. - С. 43.) В качестве отправных положений для исследования выступали следующие.
Во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основания реализовать потребность в самостоятельности, потребность в признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей. Во-вторых, развитие у подростков ориентированности в нормах человеческих отношений. Д. И. Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. Было выявлено «привычно положительное отношение большинства подростков к общественно полезной деятельности... Об этом свидетельствуют данные опросников, анкет, бесед, сочинений»(СНОСКА: Там же. - С. 86.)
Как оказалось в связи с переустройством государственной системы с 1991 г., потребность в общественно полезной деятельности не исчезла - она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы. Для подростков 70-80-х годов было значимым участие в радиофикации школы, озеленении территории, труде в ученических производственных бригадах, строительных отрядах, лагерях труда и отдыха. Подростки 90-х годов, по существу, готовы делать то же самое. Архаичными сегодня могут звучать лишь прежние названия отдельных видов общественно полезной деятельности, а сама деятельность для подростков, безусловно, значима. Так, в 90-е годы подростки в рамках программы «Дети России», проводимой в ВДЦ «Орленок» в течение ряда лет, участвовали в социально полезной деятельности по оказанию помощи престарелым жителям окрестных поселков. Они убирали в домах, чинили заборы, работали на огородах у пожилых одиноких людей. Они делали это добровольно, не на случайном порыве, а систематически. О чувстве удовлетворения от общественно полезной деятельности подростки писали в своих рефлексивных самоотчетах.
К числу современных мероприятий, связанных с общественно полезной деятельностью, можно отнести участие подростков летом 1996г. в предвыборной агитации. Подростки активно участвовали в работе избирательных комиссий. Они разрабатывали обращения к взрослым о необходимости принять персональное участие в выборах. Обращения расклеивали и раздавали избирателям в руки. Непосредственное общение с населением с целью повышения его электоральной активности способствовало появлению у этих подростков духа высокой гражданской позиции, что побудило их специально изучать граждановедение. Конституцию РФ и Права человека. Все проведенные мероприятия и совместно принятые подростками решения способствовали активизации их гражданского сознания в плане общей социальной позиции: каждый понял для себя, что долгом человека как гражданина является необходимость выбора.
Идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентации, своего идеала, своего друга, своей профессии должна стать основополагающей целью отрочества. Подростки, поняв глубинный смысл и ценность выбора, как самостоятельного интеллектуального и волевого акта, утверждающего собственное «Я», собственный почин, обретают самоидентичность и готовность взять на себя ответственность за свой выбор.
- Раздел 1 Возрастная психология как наука
- Факторы, определяющие психическое развитие Условия психического развития Исторически обусловленные реальности существования человека
- Предпосылки развития психики Биологические предпосылки
- Взаимодействие биологического и социального факторов
- Социальное наследование
- Раздел 2. Младший школьный возраст
- Особенности общения Место ребенка в системе общественных отношений
- Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе
- Умственное развитие Устная и письменная речь
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность ребенка младшего школьного возраста
- Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования
- Притязание на признание со стороны взрослых
- Развитие чувств
- Учебная деятельность Готовность к школе
- Общая характеристика учебной деятельности
- Игра и ученье в младшем школьном возрасте
- Влияние ученья на умственное развитие
- Влияние ученья на развитие личности
- Раздел III. Отрочество
- Условия и образ жизни Социальная ситуация в жизни отрока
- В условиях семьи
- В школе и в училище
- Учебная деятельность и ориентация на труд Учебная деятельность
- Ориентация на труд и общественно полезную деятельность
- Особенности общения Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции Общение подростка со взрослыми
- Общение со сверстниками
- Совместное отчуждение от взрослых
- Общение со сверстниками противоположного пола
- Формы общения со сверстниками противоположного пола
- Сексуальность в отрочестве
- Умственное развитие Развитие речи Вхождение в реальность знаковых систем языка
- Верхний уровень речевой культуры
- Школа, язык и индивидуализация
- Подростковая языковая субкультура
- Развитие высших психических функций Сенсорное развитие
- Восприятие музыки
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность отрока Особенности идентификации с собственным «я». Кризис личности в отрочестве Идентификация с собственным «я».
- Кризис личности
- Самосознание в отрочестве
- Тело, лицо, имя
- Половая идентификация
- Социальное пространство